ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

IV. ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Перечень мероприятий по подготовке спортивных сборных команд Российской Федерации и созданию условий для подготовки резерва в сборные команды Российской Федерации по зимним видам спорта к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи (doc, 84 Kb)

Описание программных мероприятий

К задаче №1. «Создание механизма поиска, отбора перспективного спортивного резерва, существенное увеличение числа спортсменов, способных конкурировать на международной арене, и подготовки спортсменов высокого класса с учетом достижений спортивной науки и спортивной медицины».

Статистический анализ результатов Олимпийских игр, показывает, что для завоевания первого общекомандного места на XXII Олимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи необходимо завоевать не менее 14 золотых медалей.

Для выявления спортивного потенциала спортсменов сборных команд, Минспорттуризм России провел анализ выступлений российских спортсменов на чемпионатах мира и этапах Кубка мира в сезоне 2009 – 2010 годов. Во внимание принимались только призеры данных соревнований. Полученные данные свидетельствуют, что по состоянию на 2010 год спортивные сборные команды по видам спорта имеют ограниченный контингент спортсменов высокого уровня.

Табл. 3. Спортсмены по зимним олимпийским видам спорта победители и призеры чемпионатов мира и Европы, этапов Кубка мира по итогам выступления в сезоне 2009-2010 гг. (doc, 118 kb)

 Вместе с тем, российские спортсмены обладают возможностями и потенциалом для прогресса практически во всех видах спорта. Для решения поставленной задачи необходимо:
- в 2011, 2012 гг. значительно расширить численный состав спортсменов кандидатов в сборные команды с целью просмотра на учебно-тренировочных сборах и официальных спортивных соревнованиях широкого круга спортсменов, претендующих на попадание в сборную команду;
- в 2012 и 2013 годах произвести отбор кандидатов, отвечающих установленным критериям для участия в XXII Олимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи, и перейти к заключительному этапу подготовки (таблица 4);
- увеличить количество тренеров и специалистов спортивных сборных команд до 200 человек.

Табл. 4. Количественный состав спортсменов сборных команд, находящихся на централизованной подготовке к XXII Олимпийским зимним играм 2014 года в г.Сочи (doc, 46 Kb)

Табл. 5. Количественный состав спортсменов спортивных сборных команд, находящихся на централизованной подготовке к XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г.Сочи (doc, 36 kb)

Диаграмма 1. Увеличение количественного состава спортсменов, находящихся на централизованной подготовке (doc, 58 Kb)

 

Таблица 6. Количество спортсменов – кандидатов в сборные команды на 2010 год по субъектам Российской Федерации (doc, 65 Kb) 

К задаче №2. «Полное удовлетворение потребностей спортивных сборных команд Российской Федерации, в том числе паралимпийских сборных команд Российской Федерации во всех видах спорта, входящих в программу зимних Паралимпийских игр, в качественной, всесторонней подготовке при рациональном использовании бюджетных средств, выделяемых на эти цели».

Для обеспечения централизованной подготовки спортсменов спортивных сборных команд разработан сетевой план-график, в основе которого лежит разделение календарного года на подготовительный, соревновательный и переходный периоды, характерные для подготовки спортсменов по зимним видам спорта.

Подготовительный период длится с июня по октябрь и включает в себя мероприятия по утверждению критериев отбора в списки кандидатов в спортивные сборные команды и утверждению данных списков, проведению углубленных медицинских обследований и этапных комплексных обследований, проведению восстановительных и учебно-тренировочных сборов, разработке индивидуальных планов подготовки спортсменов спортивных сборных команд с их последующим рассмотрением и утверждением на заседаниях Экспертного совета.

Соревновательный период длится с октября по апрель. В этот период проходит утверждение единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, анализ и корректировка индивидуальных планов подготовки спортсменов сборных команд, участие во всероссийских и международных соревнованиях, проведение текущих обследований спортсменов.

Переходный период проходит в апреле – начале мая и характеризуется подведением итогов соревновательного периода, проведением медицинской реабилитации спортсменов по итогам прошедшего сезона, а также организацией итоговых научно-практических конференций по видам спорта.

Кроме того, на протяжении всего года проводится анализ выполнения индивидуальных планов подготовки спортсменов и оснащение необходимой экипировкой, инвентарем и оборудованием, ведется работа комплексных групп сопровождения, проводится антидопинговое обеспечение и страхование спортсменов, тренеров и специалистов сборных команд.

График 1. Годовой план-график централизованной подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации к участию в Играх (doc, 996 Kb) 

Программой предусматривается в среднем 240 дней централизованной подготовки, из них: порядка 70 дней – на территории Российской Федерации, до 170 дней – за рубежом (данная пропорция может быть изменена в зависимости от вида спорта и плана подготовки на текущий год).

Централизованная подготовка может проводиться как в составе сборной команды, так и отдельными группами по отдельным дисциплинам под руководством тренеров спортивных сборных команд.

В зависимости от специфики вида спорта и планов подготовки количество дней на централизованную подготовку по отдельным видам спорта может быть скорректировано. Централизованная подготовка спортивных сборных команд осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемыми планами подготовки спортивных сборных команд. В основу показателей плана спортивной сборной команды включаются индивидуальные планы подготовки спортсменов.

План подготовки спортивной сборной команды разрабатывается главным тренером спортивной сборной команды, рассматривается на заседании Экспертного совета, согласовывается Минспорттуризмом России, утверждается соответствующей федерацией по виду спорта. План подготовки является основным документом для выполнения спортсменами, тренерами, специалистами сборной команды.

В рамках реализации Программы должны быть утверждены отдельные планы организационно-методических и других мероприятий федераций, названные «Целевыми комплексными программами подготовки российских спортсменов к XXII Олимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи» (далее ЦКП) по виду спорта, которые должны включать в себя следующие подразделы:
1) Тенденции и перспективы развития вида спорта в Олимпийском цикле;
2) План-прогноз выступления спортивной сборной команды на Олимпийских играх;
3) Основы подготовки сильнейших российских спортсменов в соответствующем Олимпийском цикле;
4) Отбор спортсменов и формирование спортивной сборной команды;
5) Научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивной сборной команды;
6) Тренировочные условия и используемые спортивные базы при подготовке спортивной сборной команды;
7) Организационная структура спортивной сборной команды.
8) Повышение квалификации тренеров и специалистов;
9) Материально-техническое и финансовое обеспечение подготовки спортивной сборной команды.

Одной из составляющих подготовки спортивных сборных команд является информационно-пропагандистское обеспечение, направленное на наиболее полное и объективное освещение хода подготовки российских спортсменов к Играм.

Предполагается, что работа будет вестись по нескольким направлением:
- размещение материалов в печатных и электронных средствах массовой информации (интервью руководства Минспорттуризма России, участие в тематических передачах на радио и телевидении, создание разделов в специализированной прессе, посвященных подготовке сборных команд к Играм);
- изготовление полиграфической продукции и презентационной литературы;
- производство видеороликов для размещения на телевидении и в сети Интернет;
- создание современного портала в сети Интернет, посвященного подготовке российских спортсменов к Играм.

На портале будет размещена информация о спортсменах – кандидатах на участие в XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи, фото и видеоматериалы о ходе их подготовке и выступлении на официальных соревнованиях, интервью и комментарии спортсменов и официальных лиц, а также другие материалы по тематике портала.

Схема 1. Взаимодействие субъектов физической культуры и спорта участвующих в подготовке спортсменов-кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации (doc, 33 Kb)

К задаче №3. «Совершенствование взаимодействия всех субъектов, обеспечивающих функционирование спортивных сборных команд Российской федерации, направленного на повышение уровня ответственности за результаты совместной работы, установление персональной ответственности всех руководителей в процессе выполнения функций по обеспечению аспектов подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации и участию их в соревнованиях».

С целью организации прозрачной системы взаимодействия по подготовке сборных команд Программой предусматривается:
- разработка и заключение, сроком на Олимпийский цикл, соглашений о сотрудничестве между Минспорттуризмом России и общероссийскими спортивными федерациями по зимним видам спорта при участии Олимпийского комитета России. В соглашениях должно быть предусмотрено: порядок взаимодействия сторон с закреплением за общероссийскими спортивными федерациями обязанностей по разработке отдельных планов - организационно-методических и других мероприятий (ЦКП) по виду спорта, выработке критериев отбора в спортивную сборную команду, утверждению состава спортивных сборных команд после согласования с Минспорттуризмом России, разработке ежегодного плана подготовки спортивных сборных команд и индивидуальных планов подготовки спортсменов, определению целевых задач на этапах подготовки спортсменов, организации процесса подготовки и участия в соревнованиях, подготовке и внесению предложений по подбору тренеров и специалистов сборных команд, содействию внедрения в практику работы сборных команд системы научно-методического и медико-биологического сопровождения, а также повышению профессионального уровня тренеров и специалистов сборных команд; проведению антидопинговых мероприятий, взаимодействию с международными спортивными федерациями, участию в финансировании мероприятий по подготовке сборных команд, оказанию всесторонней помощи спортсменам сборных команд. Взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, спортсмены которых являются кандидатами в спортивные сборные команды.

В соответствии с действующим законодательством между Минспорттуризмом России и общероссийскими спортивными федерациями может быть заключено соглашение на выделение субсидий из федерального бюджета на обеспечение подготовки спортсменов спортивных сборных команд (реализация единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, материально-техническое обеспечение), а также на проведение на территории Российской Федерации всероссийских и международных спортивных мероприятий.

В обязанностях Минспорттуризма России должно быть предусмотрено обеспечение финансирования мероприятий по подготовке спортивных сборных команд, обеспечение финансирования на приобретение спортивно-технологического оборудования, инвентаря и экипировки, организация научно-методического обеспечения процесса подготовки, информационное сопровождение, включение спортсменов спортивных сборных команд в систему работы единого отраслевого аналитического центра, координация взаимодействия с Федеральным медико-биологическим агентством, проведение антидопинговых контрольных мероприятий, реализация программы повышения профессионального мастерства и квалификации тренеров и специалистов спортивных сборных команд, образовательных антидопинговых программ, страхование спортсменов, обеспечение спортсменов, тренеров и специалистов спортивных сборных команд заработной платой, реализация мероприятий, направленных на стимулирование труда спортсменов, тренеров и специалистов спортивных сборных команд, выплата премий по итогам выступления на крупнейших международных соревнованиях, выплата стипендий Президента Российской Федерации в соответствии с ежегодно принимаемыми решениями, утверждение после рассмотрения на Экспертном совете ежегодных планов подготовки, критериев формирования спортивных сборных команд, согласование списков кандидатов и составов спортивных сборных команд, утверждение кандидатур тренеров спортивных сборных команд.

В обязанностях Олимпийского комитета России должна быть предусмотрена координирующая роль в работе с общероссийскими спортивными федерациями по зимним видам спорта, работа по международному спортивному сотрудничеству, участию представителей Российской Федерации в международных спортивных организациях, проведение семинаров, тренингов, направленных на повышение квалификации специалистов общероссийских спортивных федераций, включая спортивных судей, формирование спортивных сборных команд и обеспечение участия в Олимпийских играх, привлечение внебюджетных источников обеспечения, содействие и реализация программ научного обеспечения подготовки спортивных сборных команд, юридическая поддержка общероссийских спортивных федераций, тренеров и спортсменов, а также решение других вопросов, относящихся к предмету ведения Олимпийского комитета России в соответствии с Олимпийской хартией.

Организация взаимодействия Минспорттуризма России и Паралимпийского комитета России должны строиться на основе соглашения о сотрудничестве, разграничивающего обязанности Минспорттуризма России и Паралимпийского комитета России по обеспечению системы подготовки спортивных сборных команд по паралимпийским видам спорта, обеспечению инвентарем и оборудованием, экипировкой общего и специального назначения, научному сопровождению, подбору и назначению тренеров и специалистов сборной команды, формированию паралимпийской команды, установлению заработанной платы спортсменам сборной команды, тренерам и специалистам, выплате стипендий Президента Российской Федерации и других стимулирующих выплат, решению других вопросов, необходимых для успешного выступления спортивной сборной команды на Паралимпийских зимних играх.

Минспорттуризм России, общероссийские спортивные федерации по видам спорта, Олимпийский комитет России, Паралимпийский комитет России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта ежегодно во II квартале, должны представлять сводный консолидированный отчет затрат на подготовку и обеспечение спортивных сборных команд по зимним видам спорта за прошедший год в соответствии с планом-графиком подготовки спортивных сборных команд.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта должны участвовать в обеспечении спортивной подготовки и организовывать учебно-тренировочный процесс спортсменов-кандидатов в сборную команду в период между централизованной подготовкой и нахождением спортсменов в распоряжении сборной команды, должны оказывать содействие в организации восстановительных мероприятий (по согласованным с общероссийскими спортивными федерациями планам), участвовать в обеспечении спортсменов инвентарем и экипировкой, реализовывать программы материальной поддержки и стимулирования спортсменов по итогам выступления на всероссийских и международных соревнованиях, участвовать в реализации антидопинговой образовательной программы, содействовать улучшению социально-бытовых условий спортсменов-кандидатов в сборную команду, тренеров и специалистов сборных команд.

В целях совершенствования и повышения эффективности управления подготовкой спортивных сборных команд Российской Федерации, а также для координации совместных усилий заинтересованных организаций Минспорттуризмом России и Олимпийским комитетом России создан Экспертный совет по вопросам организации подготовки и участия спортивных сборных команд Российской Федерации в Олимпийских играх. На заседаниях Экспертного совета будут проходить рассмотрение и корректировка списков кандидатов для участия в Олимпийских играх, комплексных планов подготовки спортивных сборных команд, индивидуальных планов подготовки спортсменов, целевых комплексных программ, выработка научно-методических рекомендаций по подготовке спортивных сборных команд, а так же:
- разработка рекомендаций общероссийским спортивным федерациям и определение стратегии по организационному, финансовому, медико-биологическому, научно-методическому и информационно-аналитическому обеспечению спортивных сборных команд при подготовке к крупнейшим спортивным соревнованиям олимпийского цикла;
- разработка предложений по вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации тренеров и иных специалистов сборных команд, работников общероссийских спортивных федераций, иных физкультурно-спортивных организаций, образовательных и научных учреждений, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта;
- выработка рекомендаций по созданию условий для внедрения новейших достижений отечественных инновационных технологий и высокотехнологичных изделий спортивного назначения в сферу подготовки спортсменов высокой квалификации, координация деятельности организаций и коллективов, занятых в области высоких технологий для спортивной отрасли;
- анализ опыта развития спорта высших достижений и подготовки национальных спортивных сборных команд к Олимпийским играм в различных странах, разработка предложений по его использованию при подготовке российских спортсменов.

В функции (полномочия) Экспертного совета входит рассмотрение целевых комплексных программ подготовки российских спортсменов к Играм Олимпиады (Олимпийским зимним играм) по видам спорта, ежегодных планов подготовки спортивных сборных команд, включая индивидуальные планы подготовки, подготовка ежегодной итоговой научно-практической конференции по видам спорта, рассмотрение итогов выполнения годовых планов подготовки по видам спорта (целевых показателей этапов подготовки по видам спорта), индивидуальных планов подготовки, критериев формирования спортивных сборных команд.

К задаче № 4. «Разработка и внедрение современной системы научно-методического и антидопингового обеспечения подготовки членов спортивных сборных команд Российской федерации, обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации комплексными группами сопровождения на протяжении всего учебно-тренировочного и соревновательного периодов».

Научно-методическое обеспечение (далее НМО) – система специально организованных мероприятий, направленных на повышение эффективности управления процессом подготовки спортивных сборных команд за счет применения научных технологий, получения объективной информации о состоянии спортсменов, уровне специальной физической, технической, тактической и психологической подготовленности и выработки предложений для своевременной коррекции тренировочного процесса.

НМО предусматривает:
– прогнозирование спортивных достижений;
– разработку модельных характеристик спортсменов высшей квалификации, внедрение современных средств и методов в практику подготовки спортивных сборных команд;
– совершенствование критериев отбора кандидатов в спортивную сборную команду;
– программирование системы тренировки и соревнований;
– осуществление комплексного контроля за подготовленностью спортсменов;
– проведение обследований и разработку рекомендаций по коррекции планов и тренировочных программ на основе сравнения фактического уровня готовности спортсменов и нормативных показателей;
– проведение восстановительных мероприятий педагогического характера;
– систематический анализ динамики и структуры тренировочных нагрузок;
– обследование соревновательной деятельности;
– этапные комплексные и текущие обследования, включая биохимические обследования.

Все обследования в системе НМО должны осуществляться в соответствии с ЦКП по виду спорта и Планом подготовки спортивной сборной команды и реализовываться на спортивных мероприятиях.

Выводы, сделанные по итогам выступления сборной команды на XXI Олимпийских зимних играх 2010 года в г. Ванкувере (Канада) свидетельствуют о неэффективности сопровождения тренировочного и соревновательного процессов подготовки спортивных сборных команд комплексными научными группами, определенными в результате проведения открытого конкурса и осуществляющими работу со спортсменами в эпизодическом режиме. Такой подход приводит к отсутствию системности, а соответственно данные работы групп не являются объективными и не служат основанием для внесения тренерскими штабами спортивных сборных команд корректировок в систему подготовки.

Программой предусматривается переход к осуществлению постоянного сопровождения всех этапов подготовки и участия в соревнованиях Комплексными группами сопровождения, работающими в штатном режиме.

За каждым видом спорта необходимо закрепить Комплексную группу сопровождения (далее - КГС), в состав которой должны войти ученые, научные сотрудники и специалисты в области физической культуры и спорта, а также в случае необходимости инженерно-технические и другие специалисты.

Таким образом, Программа предусматривает переход от эпизодической работы комплексных научных групп со спортивными сборными командами, не позволявшей полностью реализовать потенциал спортсменов, к работе КГС на постоянной основе.

Общее количество сотрудников КГС для работы со сборными командами по зимним видам спорта должно составить 100 человек. Группы должны быть сформированы из специалистов научных и образовательных учреждений, в том числе подведомственных Минспорттуризму России. КГС должны обеспечивать сбор и направление в Единый информационный аналитический центр необходимой информации и данных в соответствии со схемой 2.

КГС совместно с главным (старшим) тренером:
- разрабатывают прогноз спортивных достижений и обобщенные модельные характеристики тренировочной и соревновательной деятельности, поэтапные нормативы готовности спортсменов спортивной сборной команды;
- участвуют в разработке ЦКП, Плана мероприятий на очередной годичный цикл и плана подготовки спортивной сборной команды к Олимпийским играм и другим крупным соревнованиям и осуществляют коррекцию индивидуальных планов подготовки;
- разрабатывают и внедряют в практику подготовки средства и методы совершенствования физической, технико-тактической, психологической, функциональной подготовки и методы контроля за их уровнем;
- выполняют анализ планов подготовки в соответствии с ЦКП, достигнутыми результатами и обобщенными модельными характеристиками;
- разрабатывают и внедряют рекомендации по рациональному сочетанию тренировочных и соревновательных нагрузок;
- проводят обследования и обобщают их результаты, представляя отчет с индивидуальными рекомендациями тренеру;
- иные мероприятия в соответствии с разделами НМО в ЦКП.

Результаты деятельности КГС должны ежегодно рассматриваться на заседаниях Экспертного совета, посвященных завершению спортивного сезона.

Антидопинговое обеспечение должно быть реализовано на основе утвержденного, на Правительственном уровне Плана мероприятий по антидопинговому обеспечению в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.

Планом мероприятий предусмотрено осуществление работ, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, материально-техническое, кадровое, информационное, правовое и экономическое обеспечение:

1. Создание законодательной базы по борьбе с допингом в спорте и ее совершенствование.

Приведение российского законодательства в соответствие с Международной конвенцией о борьбе с допингом в спорте, принятой 19 октября 2005 в г. Париже, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 27 декабря 2006 г. № 240-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте».

На основе принятых Федеральных законов будут разработаны и утверждены локальные нормативные акты, направленные на совершенствование системы допингового контроля. Особое внимание будет уделено ответственности за нарушение антидопинговых правил участниками процесса и пропаганду допинговых средств и методов в спорте.

2. Допинг-контроль.

Тестирование будет осуществляться, как в соревновательный, так и во внесоревновательный период. Большое внимание будет уделяться внезапному тестированию. Для реализации данной задачи создана и будет усовершенствована «система местонахождения спортсмена для национального уровня», которая позволит повысить эффективность внезапного допинг-контроля. Особое внимание будет уделено тестирование молодых спортсменов.

3. Материально-техническое обеспечение.

Будет направлено на создание российского центра превентивных антидопинговых исследований и его оснащение; строительство и оснащение временной антидопинговой лаборатории в г. Сочи; создание инфраструктуры в Российской Федерации по антидопинговому обеспечению с включением региональных отделений. Помимо модернизации материально-технической базы существует потребность в подготовке квалифицированных кадров, способных осуществлять свою деятельность на международном уровне.

4. Международное сотрудничество.

Глобальная борьба с допингом в спорте носит системный характер и затрагивает интересы многих участников процесса (международные спортивные федерации, правительства, др. международные и национальные спортивные организации). Поэтому важную роль в борьбе с допингом в спорте будет играть тесное сотрудничество со всеми участниками процесса. Такое сотрудничество должно быть обеспечено как на основе двухстороннего сотрудничества с отдельными правительствами и организациями, так и в рамках международных организаций (Совет Европы, ЮНЕСКО, ООН и др.). Минспорттуризм России должен занять активную позицию по продвижению своих антидопинговых инициатив, направленных на освобождение спорта от допинга.

5. Создание системы управления антидопинговым процессом.

Процесс борьбы с допингом в спорте затрагивает компетенцию и интересы многих организаций и в этой связи должен осуществляться совместно со всеми заинтересованными участниками процесса на основе двухсторонних соглашений и созданию межведомственных комитетов, комиссий, рабочих групп.

Необходимо создание информационно-аналитической системы, направленной на сбор, анализ, обновление информации по обеспечению антидопингового процесса.

Должна быть создана система управления, способная осуществлять эффективную борьбу с допингом в спорте.

6. Работа в субъектах Российской Федерации. Планируется охватить все субъекты Российской Федерации, задействованные в системе подготовки кандидатов в Олимпийскую команду России. Данная работа уже ведется, назначаются ответственные лица за антидопинговый раздел работы. Будет создана общая система взаимодействия и обмена информацией.

7. Пропаганда здорового образа жизни, ориентированного на спорт, свободный от допинга, и создание положительного имиджа борьбы с допингом в спорте.

Необходимо сформировать у большей части населения отрицательное отношение к применению допинга в спорте, а в спортивной среде нетерпимость к допингу.
Показать вред допинга, наносимый здоровью спортсмена. Защита фундаментального права спортсмена участвовать в соревнованиях, свободных от допинга, является одной из основополагающих задач государства.

8. Образовательные мероприятия.

При разработке и внедрении образовательных программ должен учитываться уровень конечного потребителя. Реализация программ должна носить системный и последовательный характер и охватывать все категории, занятые в сфере физической культуры и спорта. Программы должны быть внедрены во все учреждения спортивной направленности.

9. Научные мероприятия.

Борьба с допингом в спорте должна опираться на научные исследования в данной области. Направления разработок должны быть направлены на выработку методик по выявлению новых допинговых средств и методов (в том числе и генного допинга) и создание разрешенных в спорте средств и методов повышения работоспособности и восстановления спортсменов.

Организация образовательных мероприятий для тренеров и специалистов будет осуществляться на местах базирования сборных команд (УТБ «Озеро Круглое», «Новогорск», «Красногорск», ФГУ «ЮГ-спорт» и др.), что позволит не нарушать структуру учебно-тренировочных сборов сборных команд.

При реализации образовательных программ планируется привлечение ведущих отечественных и зарубежных специалистов по образовательным программам на следующие темы:
- современные тенденции планирования нагрузки и отдыха спортсмена;
- применение наиболее эффективных методик восстановления;
- использование обучающих тренажеров и специального оборудования;
- современные информационные системы анализа, мониторинга, хранения и переработки информации.

Для обеспечения данной идеи предполагается создание подразделений на базе ФГУ «ВНИИФК», осуществляющего систематический поиск, перевод и анализ информации по вопросам подготовки зарубежных спортсменов высокой квалификации, для систематического информирования специалистов сборных команд (главных и старших тренеров сборных команд, тренеров-операторов видеозаписи, тренеров-инженеров, психологов и др.).

Спортсменам, тренерам и специалистам сборных команд будут предоставлены информационные пособия на электронных носителях.

В целях осуществления контроля образовательных программ предусмотрены систематические проверки знаний, умений и навыков специалистов сборных команд.

В соответствие с Программой в течение 2011 года должен быть осуществлен переход на автоматизированную систему учета и анализа соревновательных и тренировочных нагрузок в отдельных видах спорта. Данную работу планируется осуществить путем открытия в структуре Федерального государственного учреждения «ВНИИФК» подразделения «Единый отраслевой аналитический центр».

Единый отраслевой аналитический центр (далее – Центр) создается для систематизации и анализа данных научно-методической и медико-биологической составляющей обеспечения подготовки сборных команд России и ближайшего резерва.

Функционирование Центра позволит усовершенствовать систему управления подготовкой спортсменов спортивных сборных команд и повысить конкурентоспособность российского спорта. Центр должен заложить основу создания единой системы научно-методического, антидопингового, медицинского, медико-биологического и информационно-технологического обеспечения подготовки спортивных сборных команд.

Схема 2. Единый отраслевой аналитический центр (doc, 79 Kb)

Основные функции Центра:
- обобщение, интеграция данных, полученных по результатам этапных и текущих обследований, данных медико-биологических исследований и других обследований спортсменов;
- выработка рекомендаций тренерскому составу по корректировке тренировочного процесса спортсменов;
- анализ данных об уровне технической, специально-физической подготовленности и функционального состояния спортсменов спортивных сборных команд и резерва, содействие в разработке программ подготовки спортивных сборных команд;
- информационно-аналитическое обеспечение деятельности структур Минспорттуризма России по вопросам подготовки спортсменов - членов спортивных сборных команд и резерва спортивных сборных команд;
- разработка рекомендаций и предложений по приоритетным вопросам планирования и организации подготовки спортивных сборных команд;
- повышение квалификации тренерского состава;
- анализ индивидуальных планов подготовки, выработка рекомендаций для тренерского штаба спортивных сборных команд.

Разработка практических технологий и методик подготовки спортсменов спортивной сборной команды к выступлению на Играх требует консолидации и концентрации усилий лучших научных центров страны различных сфер деятельности. Основные принципы работы должны основываться на:
- современном техническом и технологическом оборудовании, используемом в крупнейших научных центрах ведущих спортивных держав;
- разработке опережающих методик использования данного оборудования и технологий для каждого вида спорта с учетом особенностей проведения соревнований в Сочи;
- комплексном подходе, требующем участия специалистов различных научных направлений в решении задач НИР и ОКР;
- сокращении времени по внедрению результатов исследований в практику подготовки спортсменов олимпийских и паралимпийских сборных команд;
- использовании принципа максимальной индивидуализации в подготовке спортсменов сборных команд.

К задаче №5. «Повышение профессионального уровня тренеров и специалистов спортивных сборных команд Российской Федерации. Переход к системе аттестации тренеров и специалистов спортивных сборных команд Российской Федерации».

Современный этап развития спорта высших достижений предъявляет повышенные требования к подготовке тренеров и персонала сборных команд России. Повышение эффективности тренировочной работы немыслимо без серьезных исследований в области теории и методики спорта. Разработка, исследования и анализ актуальных проблем в спортивной науке отражены в учебных программах, предлагаемых учеными ВНИИФКа для тренеров сборных команд России. Программы дополнительного образования «Менеджмент в спорте», «Спортивная психология», «Теория и методика физической культуры и спорта», «Адаптивная физическая культура» аккредитованы Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (приказ №419 от 26.02.2010г.)

Новые реалии тренерской работы требуют умений обработки, сбора и передачи информации с использованием современных средств коммуникаций. Особые требования предъявляются к умению тренеров анализировать полученные данные, корректировать на их основе процесс тренировочной работы и планировать процесс подготовки и восстановления. Такой спецкурс предусмотрен в рамках учебного плана программы «Теория и методика физической культуры и спорта» с учетом решений о создании Единого отраслевого аналитического центра подготовки сборных команд России.

Программой предусмотрено формирование инновационной системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и тренеров сборных команд России на основе использования современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий: разработка единой информационной платформы для организации и реализации программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и тренеров сборных команд России; разработка средств дистанционного обучения (Интернет-обучение); разработка мультимедийных средств обучения; разработка электронных средств многоуровневого тестирования и итоговой аттестации специалистов.

К задаче № 6. «Обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации высококлассной спортивной экипировкой, спортивно-технологическим оборудованием, инвентарем, внедрение персонифицированного учета материально-технического обеспечения спортивной сборной команды Российской Федерации».

Использование высококлассной специализированной спортивной экипировки, учитывающей особенности климата места проведения соревнований и специфику видов спорта, а также обеспечение спортсменов современным спортивно-технологическим оборудованием, инвентарем будет безусловно способствовать повышению спортивно-технического результата российских спортсменов на XXII Олимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи.

К задаче №7. «Решение вопросов страхования спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации».

Спортсмены спортивных сборных команд России для выступления на XXII зимних Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи будут обеспечены полисами дополнительного страхования жизни и здоровья, с объемом страхового покрытия, эквивалентного 175 000,00 Евро. В страховом полисе будут учтены расходы на оказание медицинской помощи (включая стационарную) спортсменам, находящимся за пределами Российской Федерации, а также предусмотрены денежные выплаты за произошедшие страховые случаи (несчастный случай). Страхование спортсменов будет проводиться ежегодно, сроком на один год. Период действия страхования жизни – на время проведения соревнований и учебно-тренировочных сборов, включая время в пути, период действия страхования здоровья – 24 часа.