Основы организации профилактической деятельности среди занимающихся в образовательных учреждениях спортивной направленности - 1

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
СРЕДИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


(примерная программа по профилактике наркомании, 
допинга для занимающихся в группах начальной подготовки 
и учебно-тренировочных группах в ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮШОР)


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа составлена в рамках Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 — 2009 годы" и рассчитана на тренеров-преподавателей, инструкторов методистов, педагогов дополнительного образования, деятельность которых предусмотрена в образовательных учреждениях дополнительного образования детей:

•   детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП);

•   детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);

•   специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР).

В настоящее время в Российской Федерации (по данным на конец 2006 года) действует 4551 образовательное учреждение спортивной направленности, в том числе 1274 специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва.

Перед спортивными образовательными учреждениями, деятельность которых направлена на развитие физической культуры и спорта, на этапе начальной подготовки ставятся задачи:

•   привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств;

на учебно-тренировочном этапе ставятся задачи:

•   улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие; повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта; профилактика вредных привычек и правонарушений.

Из общего количества занимающихся в Российской Федерации (3226493 чел.) этапом начальной подготовки в спортивных школах организованно охвачено 48,6%,что составляет 1568920 детей и подростков. Около 930 тыс. детей и подростков, что составляет 28,8% от общего числа, занимаются в спортивных школах на учебно-тренировочном этапе.

Примерная программа разработана с учетом основной тенденции поиска эффективных технологий противодействия применению допинга в спорте. Максимальной возможностью при проведении профилактической работы обладает формирование знаний об антидопинговых правилах у молодых спортсменов и их внедрение в учебно-тренировочный процесс.

Цели примерной программы:

•   обучение занимающихся в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах основам профилактической работы, предоставление им адекватной информации об основах спортивной подготовки;

•   обучение занимающихся в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах современным принципам применения фармакологических средств, основам профилактики допинга в спорте;

•   увеличение числа детей, подростков и молодежи, ведущих активный досуг и здоровый образ жизни, пропаганда средств физкультурно-спортивной деятельности в профилактике наркомании и допинга в спорте.

Задачи примерной программы:

•   способствовать осознанию занимающихся в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах актуальности проблемы детско-подростковой наркомании и роли спорта в профилактике наркомании;

•   способствовать проявлениям нравственных качеств "Фэйр Плей", овладению занимающихся в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах знаниями и навыками противостояния применению допинга в повышении работоспособности, составлению индивидуальной фармакологической карты спортсмена;

•   обучить занимающихся в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах основам врачебно-педаго-гического контроля в процессе занятий спортом;

•   обучить занимающихся в группах начальной подготовки и учеб-но-тренировочных группах навыкам проведения спортивно-зрелищных мероприятий по пропаганде идеалов олимпийского движения, здорового образа жизни;

•   обеспечить организацию систематического диспансерного обследования спортсменов, занимающихся в учебно-тренировочных группах.


Примерная программа ориентирована на занимающихся в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах в ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮШОР.


Примерная программа включает в себя как теоретические аспекты проблемы зависимостей, применения допинга в спорте, так и формирование практических навыков по самовоспитанию нравственных убеждений у спортсмена, обучение приемам самоконтроля.

В соответствии с поставленными целевыми установками построена система обучения, программа которой реализуется в виде лекций и практических занятий при методическом сопровождении тренера-преподавателя, инструктора-методиста, педагога дополнительного образования. Сопровождение спортивного врача по тематике, направленной на профилактику допинга. Значительная часть отведенных учебных часов на практические занятия направлена на проведение спортивных и физкультурно-зрелищных мероприятий, проведение разъяснительной работы по профилактике допинга, консультации спортивного врача и диспансерные исследования занимающихся в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах.

Распределение учебного материала по годам начальной и учебно-тренировочной подготовки осуществляется тренерам и преподавателями, инструкторами физической культуры, педагогами дополнительного образования самостоятельно. 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ


п/п
Наименование темВсего часов
В том числе
лекционныхпрактических

1.

Психолого-социальные и педагогические основы занятий спортом:
• современное олимпийское движение; 
• развитие нравственной сферы личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности; 
• приобщение спортсмена к здоровому стилю жизни.

20

6

14

2.

Медико-биологические основы занятий спортом: 
• роль занятий спортом в повышении функциональных возможностей организма человека; 
• основы врачебно-педагогического контроля в процессе занятий спортом; 
• роль спорта в профилактике вредных привычек.

20

6

14

3.

Профилактика применения допинга среди спортсменов: 
• современные принципы применения фармакологических средств в восстановлении и повышении работоспособности спортсмена; 
• применение допинговых средств и методов: что нужно знать каждому спортсмену; 
• государственные меры профилактики допинга в спорте.

32

8

24

Итого:

72

20

52

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

Раздел 1: Психолого-социальные и педагогические основы занятий спортом (20 часов)

 Тема 1.1: Современное олимпийское движение

 Лекционные занятия

Олимпийские игры древности. Современные олимпийские игры: летние и зимние олимпийские игры.

Международный олимпийский комитет — ведущая организация олимпийского движения. Олимпийский комитет России. Современный олимпийский символ; олимпийский девиз; эмблема МОК, ОКР; олимпийский флаг; олимпийский огонь.

Сочи- 2014 — признание достижений России в современном олимпийском движении. 

 Практические занятия

Проведение спортивно-зрелищных мероприятий по пропаганде идеалов олимпийского движения.

Проведение спортивных мероприятий в поддержку мер, направленных на проведение XX Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

Тема 1.2: Развитие нравственной сферы личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности 

Лекционные занятия

Олимпийская хартия, Международная хартия физического воспитания и спорта ЮНЕСКО: идеалы и ценности олимпизма в подготовке спортсмена. Нравственные правила Олимпийской клятвы. "Фэйр Плей" — проявление позитивного поведения спортсмена, демонстрируемого на соревнованиях.

Этические нормы, регулирующие поведение и взаимоотношения в сфере физкультурно-спортивной деятельности, составляющие спортивную этику. Любительский и профессиональный спорт.

Практические занятия

Формирование нравственных убеждений у спортсмена в процессе учебно-тренировочныхзанятий и соревнований. Руководство самовоспитанием спортсмена.

Определение проявлений "Фэйр Плей" среди занимающихся и их поощрение. 

Тема 1.3: Приобщение спортсмена к здоровому стилю жизни  

Лекционные занятия

Понятие здоровья. Виды здоровья: физическое здоровье, соматическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье. Факторы риска в образе жизни людей: гипокинезия, нарушения в питании, алкоголизм, курение, наркомания.

Здоровый образ жизни - основа индивидуального стиля жизни. Основные условия формирования здорового стиля жизни: уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, уровень знаний ведения здорового образа жизни. 

Практические занятия

Формирование знаний ведения здорового образа жизни. Ведение дневника самоконтроля спортсмена. Проведение дискуссий, диспута на тему: "Вредные привычки и спорт". 

Раздел 2. Медико-биологические основы занятий спортом (20 часов)

Тема 2.1: Роль занятий спортом в повышении функциональных возможностей организма человека  

Лекционные занятия

Понятие о физическом развитии и физической подготовленности. Двигательные способности и их воспитание посредством систематических занятий спортом.

Спортивная деятельность как форма совершенствования жизненно-важных двигательных умений и навыков. Построение учебно-тренировочного занятия. Этапы спортивной подготовки. Виды физической нагрузки. Циклы тренировочной нагрузки: микроциклы и макроциклы. 

Тема 2.2: Основы врачебно-педагогического контроля в процессе занятий спортом

Лекционные занятия

Цели и задачи врачебно-педагогического контроля — основы и принципы предупреждения развития переутомления и патологических изменений организма у спортсменов. Простые методы контроля: визуальное наблюдение, измерение частоты сердечных сокращений, измерение артериального давления, измерение жизненной емкости легких, определение быстроты мышечныхдвижений. Сложные методы контроля: биохимические методы (анализ крови, анализ мочи), инструментальные методы (электрокардиография, электромиография), радиотелеметрические (измерение ЧСС, частоты дыхания на расстоянии).

Самоконтроль спортсмена. Данные самоконтроля: субъективные (настроение, самочувствие, аппетит, сон, желание заниматься, переносимость нагрузки, потоотделение, нарушение режима, наличие болевых ощущений) и объективные (ЧСС до и после тренировки, АД, Частота дыхания, определение длины и массы тела и др.).

Практические занятия

Ежегодное проведение диспансеризации спортсменов. Обучение занимающихся приемам самоконтроля. Ведение дневника спортсмена.  

Тема 2.3: Роль спорта в профилактике вредных привычек  

Лекционные занятия

Понятие о вредных привычках. История происхождения и распространения табака. Состав и свойства табака и табачного дыма. Курение и органы дыхания. Курение и новообразования. Курение и системы организма. Влияние табакокурения на физическое развитие и умственную работоспособность человека. Табакокурение и спорт — несовместимые составляющие в жизни спортсмена.

Понятие "алкоголизм". Исторические аспекты пьянства и алкоголизма. Влияние алкоголя на организм человека и его негативное влияние на растущий организм. Действие алкоголя на нервную систему и умственную работоспособность. Алкогольная деградация личности. Социальные последствия пьянства. Алкоголь и спорт — несовместимые составляющие в жизни спортсмена.

Параметры, характеризующие понятие "наркотическое средство". История распространения наркомании. Классификация психоактивных веществ. 

Характеристика отдельных видов наркомании. Наркотики и их влияние на организм. Механизм формирования наркотической зависимости. Социальные последствия наркомании. Наркотики и спорт — несовместимые составляющие в жизни спортсмена.

Практические занятия

Анализ собственного образа жизни. Анкетирование, просмотр видеофильмов, свидетельствующих о вредном влиянии табакокурения, алкоголизма, наркомании. Обсуждение и дискуссия просмотренного материала.

Проведение физкультурно-спортивныхмероприятий, направленных на профилактику вредных привычек, наркомании (Первенство спортивной школы, района, города, области) по различным видам спорта под девизом "Спорт против наркотиков", Спартакиада района (города, области) под девизом "Спортивная школа — да! Наркотикам — нет!", конкурс на лучшую творческую работу "Мой спортивный стиль жизни" и другие спортивные мероприятия профилактической направленности. 

Раздел 3: Профилактика применения допинга среди спортсменов (32 часа)  

Тема 3.1: Современные принципы применения фармакологических средств в восстановлении и повышении работоспособности спортсмена

 Лекционные занятия

Факторы, лимитирующие работоспособность. Фармакологическое обеспечение этапов подготовки спортсменов: подготовительный период; базовый период; предсоревновательный период.

Сбалансированное питание и прием не запрещенных фармакологических веществ естественного и искусственного происхождения, способствующих обеспечению высокой работоспособности спортсменов. 

Практические занятия

Составление индивидуальной фармакологической карты спортсмена в период подготовки и участия в соревнованиях в течении годичного цикла.

Проведение разъяснительной работы среди спортсменов по применению различных фармакологических веществ и средств.

Индивидуальные консультации спортивного врача. Систематическая диспансеризация спортсменов. 

Тема 3.2: Применение допинговых средств и методов: что нужно знать каждому спортсмену 

Лекционные занятия

Лекарственные препараты и методы, применяемые спортсменами для искусственного, принудительного повышения работоспособности в период учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности.

Запрещенные вещества: 1) стимуляторы; 2) наркотики; 3) анаболические агенты; 4) диуретики; 5) пептидные гормоны, их аналоги и производные.

Запрещенные методы: 1) кровяной допинг; 2) физические, химические, фармакологические манипуляции искажения показателей мочи.

Наркотические анальгетики — лекарственные средства природного, полусинтетического и синтетического происхождения, имеющие выраженный болеутоляющий эффект с преимущественным влиянием на ЦНС, а также свойство вызывать психическую и физическую зависимость (наркоманию). 

Практические занятия

Проведение разъяснительной работы среди спортсменов по недопустимости применения допинговых средств и методов. Индивидуальные консультации спортивного врача. 

Тема 3.3: Государственные меры профилактики допинга в спорте 
Лекционные занятия

Деятельность Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Всемирный антидопинговый кодекс — универсальный документ, на котором основывается Всемирная антидопинговая программа.

Положение об организации и проведении антидопингового контроля в области физической культуры и спорта в Российской Федерации

Практические занятия

Семинар и обсуждение антидопинговых правил и допинг-контроля. Проведение разъяснительной работы о недопустимости применения допинговых средств и методов.