Выступление Виталия Мутко на расширенном заседании Коллегии Минспорта России, посвященном 90-летию со дня образования федерального (государственного) и территориальных органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта в России

8 ноября 2013
Выступление Виталия Мутко на расширенном заседании Коллегии Минспорта России, посвященном 90-летию со дня образования федерального (государственного) и территориальных органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта в России
Уважаемые участники расширенного заседания коллегии!

Уважаемые друзья и коллеги!

Физическая культура и спорт играли значительную роль в развитии российского государства на протяжении всей его истории. Системная работа по созданию органов государственного управления началась, конечно, не в 1923 году, а намного раньше.

Как известно вторая половина XIX века и начала XX века ознаменовались подъемом в Российской империи науки, образования и культуры. Получило развитие и спортивное движение, в значительной степени на основе спортивно-гимнастического движения. 

Россия стояла у истоков создания современного Олимпийского движения и создания МОК, а в 1911 году был создан Российский олимпийский комитет. Российские спортсмены приняли участие в Олимпиаде 1912 года. 

В 1913 году по инициативе императора Николая II создается Канцелярия Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи во главе с генералом Воейковым. Мы отмечаем 90 лет, но, если посмотреть глубже, мы видим, что в 1913 году была предпринята первая попытка создания органа государственной власти в области физической культуры и спорта.

В 1914 году при упомянутой Канцелярии учреждается Временный совет по делам физического развития населения (Общественный совет). Данный орган, можно сказать, был предшественником создания в советское время государственного органа. И, я думаю, предшественником Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта.

В первые годы советской власти существовали организации, занимающиеся физическим воспитанием и развитием спорта. Это организации образования, здравоохранения и военные, а в дальнейшем этим занимался Всеобуч. 

В апреле 1919 года в Москве состоялся I Всероссийский съезд работников по физической культуре и спорту и допризывной подготовке. Среди его главных решений было признано необходимым учредить самостоятельный орган руководства физкультурным движением в стране, а также создать сеть институтов физической культуры.

Но только 27 июня 1923 года был принят Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) РСФСР «Об образовании высшего и местных советов физической культуры трудящихся (ВСФК)».

Председателем Высшего совета по делам физической культуры и спорта был назначен нарком здравоохранения РСФСР Николай Александрович Семашко.

Высшие советы физической культуры стали создаваться в других республиках и на местах при губернских и уездных исполнительных комитетах.

Высший совет – первый государственный орган, на который возлагалось согласование, объединение и общее направление научной, учебной и организационной деятельности различных ведомств и учреждений по физическому воспитанию трудящихся и спортивной работе.

Именно Николаю Александровичу Семашко принадлежит лозунг «Физическая культура – 24 часа в сутки!». Он придавал большое значение не только оздоровительной роли физической культуры, но и образовательной, и воспитательной. Как считал Н.А. Семашко, «путь к культуре лежит через физическую культуру».

По его мнению, физическую культуру нельзя сводить только к физическим упражнениям, она должна охватывать также широкий круг гигиенических мероприятий, рациональный режим труда и отдыха, использование естественных сил природы – солнца, воды и воздуха. Сейчас мы называем это здоровым образом жизни. 

Подвергая критике тех, кто недооценивал спорт, Н.А. Семашко исходил из того, что занятия физической культурой должны быть интересными, увлекательными. Он был инициатором создания издательства «Физкультура и спорт», которое существует и сегодня, а также издания первого в СССР научно-методического журнала «Теория и практика физической культуры». 

С 1926 по 1930 годы Высший совет по делам физической культуры и спорта возглавлял Василий Михайлович Михайлов.

В апреле 1930 году было принято Постановление Президиума ЦИК СССР об учреждении Всесоюзного совета физической культуры (ВСФК). Он создавался в целях обеспечения плановости, усиления государственного руководства и контроля над работой по физическому воспитанию трудящихся. В союзных республиках местные советы физкультуры были реорганизованы в органы государственного руководства и контроля.

Руководил ВСФК с 1930 по 1934 годы Николай Кириллович Антипов. С 1934 по 1936 годы ВСФК возглавлял Василий Николаевич Манцев.

Система централизованного управления физкультурным движением укреплялась и совершенствовалась. И с 21 июня 1936 года решением Правительства «в целях лучшего удовлетворения все возрастающих запросов трудящихся в области физической культуры и спорта, упорядоченья системы физического воспитания и усиления государственного контроля и руководства по физической культуре и спорту» взамен Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК СССР был создан Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при Совете Народных Комиссаров СССР. Соответственно были реорганизованы руководства физической культуры на местах. Председателем Комитета по делам физической культуры и спорта при СНК СССР стал Иван Иванович Харченко, а сменил его Александр Владимирович Зеликов.

Я специально называю всех руководителей, чтобы вы видели, что у руля всегда стояли очень яркие люди, которые вносили большой вклад в развитие спорта в стране.

Нужно отметить, что за период с 20-х годов и до военного времени в СССР были созданы основы советской системы государственного руководства физической культурой и спортом.

Репрессии в 30-е годы не обошли стороной и физкультурное движение. Были репрессированы и расстреляны видные деятели, в том числе руководители федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта: Михайлов Василий Михайлович, Антипов Николай Кириллович, Манцев Василий Николаевич, Харченко Иван Иванович, Зеликов Александр Владимирович.
В 1956 году они все были реабилитированы. Их добрые имена были восстановлены.

В советский период многое делалось для того, чтобы физическая культура и спорт помогали населению в труде и отдыхе. В 1931 году утвержден Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР», над воссозданием которого мы сегодня активно работаем. В 1932 году – вторая ступень Комплекса, а в 1934 году – Комплекс для детей школьного возраста «Будь готов к труду и обороне (БГТО)».

Была введена Единая Всероссийская спортивная классификация (ЕВСК), которая работает до сегодняшнего дня. Это способствовало улучшению учебно-спортивной работы в коллективах физической культуры, росту спортивных результатов, повышению роли спортивных соревнований.

В 1928 году была проведена Всесоюзная Спартакиада трудящихся, посвященная 10-летию советской власти. Парад открытия проходил на Красной площади.

В 1933 году стало меняться отношение к спорту высших достижений. Всё больше руководителей страны стали понимать возможности спорта в коммунистическом воспитании. К сожалению, классовый подход к спорту привел к отказу от участия наших спортсменов в международных соревнованиях, включая Олимпийские игры. Со времени Октябрьской революции и до 1951 года Советский Союз не участвовал в олимпийском движении. Олимпийские игры в СССР рассматривались как классовое чуждое явление, олимпийские идеалы считались буржуазными.

С 1934 года советский спорт начал уверенно продвигаться по пути к европейскому и мировому уровню. Но рекорды, которые показывали наши спортсмены, официально не утверждались, ибо мы не были членами международных спортивных организаций.

В мае 1936 года было принято решение ВЦСПС об организации 64 добровольных спортивных обществ-профсоюзов, по принципу ранее созданных обществ «Динамо» (1923 г.) и «Спартак» (1935 г.).

За период с 1930 года по 1933 год в СССР стали работать научно-исследовательские институты физической культуры в Москве и Ленинграде. И сейчас они сохранены и работают. 

Именно в эти годы в школах введены уроки физической культуры, которые стали обязательными. Появились детско-юношеские спортивные школы. Это – наше завоевание! И его нам нужно сохранить. Это – наша система спортивного воспитания, которая 90 лет функционирует. Нет никакого смысла её менять, потому что она дала фантастические результаты как во вовлеченность людей в массовый спорт, так и в спорт высших достижений. Ни одна страна такой системы не имеет.

К 1941 году таких школ насчитывалось 240, в которых занимались спортом 46 тысяч человек. В стране насчитывалось более 62 тысяч коллективов физической культуры и свыше 5 млн. физкультурников. 

С 1939 по 1945 годы председателем Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта был Василий Васильевич Снегов. 

В первые дни Великой Отечественной войны на стадионе «Динамо» началось формирование отрядов «Бригады отважных» – Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН). Её основу составляли самые известные спортсмены страны. Они сражались не только на фронте, но и в подполье, их засылали в немецкий тыл. Спортсмены и физкультурники показали образцы мужества и героизма на фронте и в тылу врага.

В послевоенное время с 1945 по 1948 годы председателем Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Народных Комиссаров СССР (с 1945 г.), при Совете Министров СССР (С 1946 г.) был Николай Николаевич Романов, который возглавлял федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта с некоторым перерывом, ибо с 1948 по 1951 год председателем Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР был Аркадий Николаевич Аполлонов, а с 1951 по 1962 годы опять Н.Н. Романов.

В это время в СССР был создан Национальный олимпийский комитет (1951 г.). Мы впервые в1952 году приняли участие в Олимпиаде в Хельсинки. Это, конечно, историческое событие. И не только для СССР, но и для всего международного спортивного движения. Началась одна из самых ярких страниц развития физической культуры и спорта СССР. Однако, как отмечал Н.Н. Романов, «приняв решение участвовать в соревнованиях за рубежом, мы обязаны были обеспечить победу и для получения разрешения на поездку на международные соревнования я, как председатель спорткомитета, должен был направить на имя И.В. Сталина специальную записку, в которой давалась гарантия победы». Нужно было гарантировать победу!

С 1962 по 1968 год Центральным Советом Союза спортивных обществ и организаций СССР руководил Юрий Дмитриевич Машин. Вместо государственного органа, к сожалению, был создан общественный совет. В дальнейшем это было признано субъективной ошибкой, так как рано было ликвидировать государственный орган управления. Хотя именно в эти годы общественность активно участвовала в развитии физической культуры и спорта в стране: и на федеральном уровне, и на местах.

После неудачного выступления на очередных Олимпийских летних и зимних играх был восстановлен государственный орган управления, т.е. создан Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Его возглавил Павлов Сергей Павлович, который руководил физкультурным движением страны с 1968 по 1983 год. Он внес существенный вклад в развитие спорта высших достижений и в организацию и проведение Игр Олимпиады в г. Москве в 1980 году.

Нужно отметить, что в эти годы наши спортсмены просто блестяще выступали на как на Играх Олимпиадах, так и Олимпийских зимних играх. Кроме того, очень высок был авторитет нашего спорта на международной арене.

В 1973 году впервые проведена в Москве Всемирная Универсиада. В столице СССР прошел Международный научный спортивный конгресс. Мощную поддержку в своем развитии получили научные и образовательные направления. Много делалось и для развития массового спорта. Создавалась советская система подготовки спортивного резерва. Как говорится, в эпоху застоя спорт активно развивался. Хотя спорту иногда нужны стабильность и спокойствие.

С 1983 по 1989 год председателем Комитета по физической культуре и спорту при Совете министров СССР был назначен Марат Владимирович Грамов. Он добился того, что был повышен статус федерального органа, который стал называться (с 1986 г.) Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту.

Николай Иванович Русак (он присутствует в зале) возглавлял Государственный комитет СССР по физической культуре и спорту с 1989 по 1991 год. Это был первый руководитель, который прошел сито «перестройки», так как его программу развития спорта заслушивали на Верховном Совете СССР. Он не мог быть назначен, если бы Верховный Совет СССР не принял бы эту программу. И только после этого он был рекомендован Правительством на должность председателя Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту.

Николай Иванович Русак в 1992 году на Олимпиаде в Барселоне возглавлял Объединенную команду СНГ на Играх, где наши спортсмены были лучшими! Блестяще выступили! Это была последняя команда, в которую входили представители республик СССР.

После распада СССР по отечественному спорту был нанесен очень серьезный удар. 

В 1991–1992 год председателем Комитета по содействию Олимпийскому движению при Правительстве РСФСР (создан в 1992 году) был Василий Николаевич Мачуга.

За период с 1992 по настоящее время федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта возглавляли: Сысоев Валерий Сергеевич, Портнов Юрий Михайлович, Тарпищев Шамиль Анвярович, Тягачёв Леонид Васильевич, Иванюженков Борис Викторович, Рожков Павел Алексеевич, Фетисов Вячеслав Александрович

Не могу не отметить Виталия Георгиевича Смирнова в развитии спорта в России, который долго Спорткомитет РСФСР. Он – видный деятель Международного олимпийского движения, почетный президент Олимпийского комитета России.

Уважаемые коллеги!

Я хотел бы отметить, что за весь период (90 лет) все руководители, которых я назвал, внесли огромный вклад в развитие физической культуры и спорта. И делали все для того, чтобы Россия была великой спортивной державой, чтобы физическая культура и спорт стали составной частью жизни россиян. Поэтому я хотел поблагодарить их. При этом многие из них сталкивались с массой проблем, как объективного, так и субъективного характера. 

К сожалению, уроки истории не всегда нас чему-то учат. Как в России говорят, мы любим наступать на те же грабли и создаем сами себе проблемы. Это касается и статуса федерального органа в области физической культуры и спорта. В 1953–1954 году был ликвидирован Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР и создано Управление развитием физической культуры и спорта, которое входило в Минздрав СССР. В 2004 году (ровно через 50 лет!) мы повторили ту же ошибку – федеральный орган по физической культуре, спорту и туризму был включен в состав Минздравсоцразвития России. Кто понимает, какие вопросы решают эти органы власти, знают, что вопросы физической культуры и спорта рассматривались в самую последнюю очередь.

Начиная с 1992 года нас то и дело реформировали то в самостоятельный орган, то подсоединяли к нам молодежь и туризм. И так на протяжении 10 лет. Около 12 раз менялся орган государственной власти, его структура, подчиненность. Конечно, это накладывало отпечатки и на развитие спорта в стране. Но с 2008 года повышается статус федерального органа. Создано Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. 

С 2012 года физическая культура и спорт признаются важнейшим направлением социальной политики, и создается отраслевое Министерство спорта Российской Федерации. Перед ним ставится серьезная задача. Я помню разговор с Владимиром Владимировичем Путиным 6 мая 2008 года, когда я был приглашен на работу, и с Дмитрием Анатолиевичем Медведевым. Оба мне сказали: «Это наш приоритет. Нам нужно создать федеральный орган. Мощный. Сильный. Нам нужно создать Штаб отрасли. Научный, образовательный, организационный центр. Вот с такой задачей Вы должны справиться, а мы Вам будем помогать».

Уважаемые коллеги!

Как известно, 30 января 2002 года состоялось историческое, на мой взгляд, заседание Государственного совета Российской Федерации под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина, на котором был рассмотрен вопрос «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян».

За 10 лет, что прошли с 1991 года, постарели кадры, молодые и перспективные покинули Россию, разрушилась материально-техническая база, спорт ушел с предприятий, развалилась стройная система профсоюзного спорта, система подготовки спортивного резерва, прошла приватизация. Нужно было сохранить страну. И, конечно, это был мощнейший удар по спорту. И только в 2002 году был системно рассмотрен этот вопрос!

По итогам Государственного совета Президентом Российской Федерации В.В. Путиным были даны поручения, реализация которых, на мой взгляд, позволила осуществить прорыв в развитии физической культуры и спорта, сделать спорт приоритетом социальной государственной политики.

Конечно, это удалось не сразу. Благодаря этим решениям разработана и принята Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 года. Амбициозный, серьезный, политический документ. Нам удалось принять Федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы», стимулирующий документ для развития материально-технических баз. Была принята Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта». Была выделена отдельная строка – 11 раздел в Бюджетной классификации Российской Федерации. Мы стали отраслью! Это, конечно, на мой взгляд, во многом благодаря тому, что в 2002 году соответствующие решения были приняты.

Я еще раз хочу сказать, что Государственный совет Российской Федерации от 30 января 2002 года был очень и очень важен, но нужно было и научиться реализовывать его решения. В целом за прошедшие 10 лет после Госсовета мы все, в том числе сидящие в зале руководители тех лет, работники физической культуры и спорта, как говорят, не зря ели свой хлеб, выполняя свою работу на высоком профессиональном уровне.

Сегодня Игорь Евгеньевич (Левитин) зачитывал поздравления от Президента Российской Федерации. Вы слышали его оценку. Кстати, 10 августа 2013 года Владимир Владимирович направил нам телеграмму и поздравил всех работников с Днем физкультурника. Он отметил, что «в этом году мы отмечаем знаменательную дату – 90-летие федеральных и территориальных органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта. За прошедшее время в нашей стране была создана мощная система профильного образования, школ подготовки олимпийского резерва, спортивных клубов и секций, вписаны яркие строки в летопись побед и достижений мирового спорта».

Лучше не скажешь! И, мне кажется, это во многом заслуга тех, кто руководил в тот сложный период органом государственной власти и, конечно, тех, кто работал в регионах, руководителей наших высших учебных заведений, тех, кто сегодня работают в спорте, руководителей федераций, Олимпийского комитета. Это – общая заслуга! За 10 лет мы многое потеряли, а за последующие 10 лет стали это наращивать в двойном темпе. Конечно, нам сегодня есть чем гордиться!

Хочу отметить огромную роль в наших успехах руководителей нашей страны. Прежде всего Президента Российской Федерации В.В. Путина. Благодаря поддержке Д.А. Медведева, мы смогли реализовать очень многие поручения на пути развития физической культуры и спорта.

Я не могу не поблагодарить высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Большинство из руководителей субъектов Российской Федерации трепетно относятся к спорту и считают его одним из приоритетов развития и оказывающим серьезное влияние на качество жизни граждан.

Я хочу поблагодарить депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, которые на протяжении долгих лет формировали то законодательство, на которое мы сегодня опираемся.

И, конечно, хочу поблагодарить моих коллег из министерств и ведомств и руководителей спорта в субъектах Российской Федерации за работу, которую мы делали все вместе.

Сегодня у нас функционирует, на мой взгляд, достаточно эффективная система организации и управления развитием физической культуры и спорта на федеральном уровне. Эта система в полной мере успешно реализовывала государственную политику в области физической культуры и спорта многие годы. Действует Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта. Оптимизируется система взаимодействия органов государственной власти в области физической культуры и спорта и наших общественных движений, а именно Олимпийского, Паралимпийского комитетов России, общественными федерациями по различным видам спорта, физкультурно-спортивных обществ.

При Министерстве спорта Российской Федерации созданы различные общественные комиссии, научно-методические и экспертные советы, позволяющие широко привлекать к участию физкультурно-спортивную общественность к обсуждению проблем и принятию решений как массового, так и спорта высших достижений.

В этом году мы создали Общественный совет при Минспорте России, который возглавил народный артист России Олег Меньшиков. В этот Совет вошли представители спортивной общественности, экономики, бизнеса. По сути дела, как я уже говорил, Министерство спорта Российской Федерации стало Штабом отрасли.

Вместе с тем нельзя не отметить, что в дальнейшем мы продолжим совершенствовать систему управления развитием физической культуры и спорта в стране. Речь прежде всего идет о повышении эффективности деятельности самого Министерства, его взаимодействии с другими министерствами и ведомствами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественными объединениями.

Не в полной мере еще определено место в системе управления общероссийских физкультурно-спортивных обществ. Конечно, мы должны обратить внимание сдерживающий фактор развития массового спорта, как упразднение коллективов физической культуры. На их смену должны придти спортивные клубы. В целом, в этом направлении нам предстоит еще серьезно поработать. Думаю, мы этим будем заниматься в ближайшее время.

За последние годы нами сделан серьезный шаг в создании современной правовой базы, позволяющей успешно развивать физическую культуру и спорт в стране.

Хочу выразить благодарность тем руководителям и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, ученым и в целом работникам отрасли, которые участвовали в разработке первого Федерального закона, регулирующего деятельность в область физической культуры и спорта. Речь идет об «Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте», принятых в 1993 году (от 27.04.1993 г. № 4868-1). Это был определенный прорыв в создании спортивного права и правового государства в целом.

Данный закон действовал в течение шести лет и в дальнейшем в 1999 году был принят Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ). 

На смену ему в 2007 году пришел Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ), который действует и в настоящее время. За последнее время в него было внесено 44 серьезные поправки. Это уже иной, более современный закон, соответствующий новым требованиям предъявляемым жизнью к развитию физической культуры и спорта. За последние годы почти ежегодно пополняется нормативная правовая база спортивной отрасли на 50–60 нормативных правовых актов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. Создана серьезная правовая основа отрасли физической культуры и спорта.

Большая работа по созданию нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта ведется в субъектах Российской Федерации.

Я хотел бы поблагодарить наших коллег в Государственной Думе, в Совете Федерации за системную работу по созданию правовой базы развития физической культуры и спорта в стране. Мы чувствуем вашу поддержку. В последнее время приняты десятки новых законов, обеспечивающих крупные спортивные события, футбольный закон, олимпийский закон. Мы приступили к полному правовому обеспечению деятельности по проведению и организации спортивных событий, безопасности в спортивных сооружениях, борьбе с договорными матчами. Эти законы требуют и подзаконных актов.

Вместе с тем нам предстоит еще большая совместная работа по совершенствованию законодательства в области физической культуры и спорта, особенно в области правового сопровождения развития массовой физической культуры, по созданию возможностей для вовлечения в занятия физической культурой лиц среднего и пожилого возраста, малообеспеченных, а также населения занятого в экономике. Сегодня почти отсутствуют механизмы позволяющие работодателям активнее использовать возможности физической культуры в научной организации труда, восстановлении физических возможностей трудящихся в укреплении их здоровья.

Необходимы изменения в законодательстве и с будущим внедрением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса как программно-нормативной основы физического воспитания граждан, а также отражения в законе вопросов пропаганды и эффективности деятельности СМИ и Интернет-сети, определения механизмов функционирования объектов спорта, работы с населением по месту жительства и, конечно, развитием профессионального спорта (спортивно-зрелищной индустрии), уточнения ряда ключевых понятий и определение отсутствующих, в том числе определения статуса самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом, понятий «здоровый образ жизни» и «систематически занимающиеся физической культурой и спортом». Мы эти термины в статистике используем, но нигде законодательно они не закреплены.

Заканчивая разговор о создании нормативной правовой базы, регулирующей развитие физической культуры и спорта, не могу не отметить принятую Правительством Российской Федерации в 2009 году Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

Я о ней уже говорил. Благодаря Стратегии, её методологической направленности на повышение роли физической культуры в современном обществе в 20 государственных программах, реализуемых в настоящее время, отражены вопросы развития физической культуры и спорта!

Коллеги, это очень серьезная цифра! В каждой из 20 госпрограмм присутствует раздел о физической культуре и спорте. Это для нас очень важно!

Благодаря Стратегии и её амбициозности, мы обозначили приоритеты развития страны, развития регионов. Каждый регион имеет задачу по созданию населению условий для занятия физической культурой и спортом. Надо признать, что не все регионы этим занимаются системно и целенаправленно. Многими регионами не разработаны свои нормативные правовые акты по этому вопросу. Но в связи с тем, что мы обозначили оценку эффективности регионов страны четырьмя целевыми показателями физической культуры и спорту, мы значимость этих показателей будем усиливать с каждым годом. 

Конечно, мы рассчитываем, что Стратегия будет основополагающей для регионов нашей страны. Именно Стратегией мы определили суть государственной политики в области физической культуры и спорта. Я думаю, что в течение Всероссийского семинара-совещания подробно говорили о каждом разделе Стратегии и я не буду подробно на этом останавливаться. Но напомню, что одним из ключевых её направлений является – создание современной материально-технической базы для массового спорта, подготовки спортивного резерва, спорта высших достижений. Это – основные направления.

Сегодня нет субъекта Российской Федерации, в котором не строились бы новые спортивные сооружения. Нет ни одного! Если в 2008 году около 45 субъектов Российской Федерации участвовали в Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», то сегодня все 83 участвуют в ней!

Только в период с 2006 по 2013 год в рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» по направлению «Массовый спорт» и внепрограммной части ФАИП профинансировано строительство 644 спортивных объектов, из которых 475 введено в эксплуатацию. Общая сумма – 40 633,9 млн. рублей, которые Правительство Российской Федерации вложило в материально-техническую базу. Коллеги, это деньги только на массовый спорт! Несмотря на то, что мы инвестируем проведение и организацию крупных спортивных событий и строим объекты для проведения таких мероприятий, как Универсиада, Олимпийские игры и Чемпионат мира по футболу. Никогда Правительство Российской Федерации не сворачивало эту работу. И надеюсь, до 2020 года этого не произойдет.

Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить Александра Дмитриевича Жукова за то, что когда он был вице-премьером Правительства Российской Федерации, поддерживал такой раздел в Федеральной целевой программе.

Не скрою, когда бюджет отрасли увеличен почти в шесть раз и при наступлении бюджетного года тебе говорят, что на спорт уже есть деньги и зачем просишь еще – это тоже правильно! Всемирная летняя универсиада в Казани – спорт! Олимпийские игры в Сочи – спорт! И у нас есть отдельные строчки на строительство спортивных сооружений. И Правительство Российской Федерации могло сказать, что этого достаточно, но никогда этого не было. Мы сохранили темп и будем это продолжать. До конца 2013 года планируется к вводу в эксплуатацию еще 100 спортивных объектов! 100 спортивных объектов! Практически каждые два дня мы будем вводить новый спортивный объект! Это здорово!

Конечно, я не могу не сказать про спорт высших достижений. Вы сегодня присутствовали на открытии крытого легкоатлетического манежа – объекта спорта высших достижений. Я могу сказать одно – наша задача к 2015-2016 году создать все необходимые условия для всех национальных сборных по всем видам спорта. За последние годы мы уже проделали значительную работу. 

«Озеро Круглое» стало центром для многих видов спорта, таких как прыжки в воду, водное поло, синхронное плавание, фехтование, спортивная гимнастика. Это – мощный центр!

Конечно же «Новогорск», в котором мы сегодня находимся! Вы всё здесь посмотрели и видите, что это современнейшая база, которая дает возможность не только повышать спортивное мастерство, но и шлифовать его. Здесь все по последнему слову техники!

Не могу не отметить созданный специально для паралимпийской команды Учебно-тренировочный центр «Ока» в Алексине (Тульская область). Замечательный центр для паралимпийского спорта, где у ребят есть возможность заниматься круглогодично.

Мы впервые за последние 30 лет ввели в строй всю линейку трамплинов в Чайковском (Пермский край). Мощнейший центр по прыжкам с трамплина! Мы чемпионат России по прыжкам с трамплина в Междуреченске (Кемеровская область) проводили из-за одного прыжка, потому что нет подъемника. Один раз прыгнул с высоты 95 м и второй раз не поднимешься на лыжах. Это было очень грустно. И теперь мы удивляемся, почему мы потеряли традицию прыжка на лыжах с трамплина. Сегодня мы воссоздали центр и я абсолютно убежден, что через два, три, четыре года, а может и раньше он начнет возвращать те инвестиции, на которые его сделали.

Кроме этого, нами создана современная санно-бослейная трасса на базе в Парамоново (Московская область). Построили там разгонную эстакаду, уникальный тренажерный комплекс. Вы видите, как прогрессируют наши спортсмены-олимпийцы в бобслее, скелетоне, санях. В этом году мы впервые завоевали в скелетоне золотые медали Чемпионата мира. Сегодня мы – одни из лидеров и в бобслее. Я абсолютно убежден, что саночники нас порадуют на ближайших Олимпийских играх, потому что это – молодая и амбициозная команда. 

Мы приняли отдельную программу развития футбола в нашей стране, ориентируясь на 2018 год. Конечно это – строительство футбольных манежей и полей. Мы уже ввели футбольные манежи в Екатеринбурге и Новосибирске. Готовятся к вводу Саранск и Красноярск. Приступили к строительству манежа в Томске. Мы хотим построить во всех крупных городах по футбольному манежу для футбольных школ, чтобы можно было заниматься круглогодично. Ежегодно тратим мы на эту работу около 3 млрд рублей. Будем продолжать это делать.

В рамках социального проекта «Строительство физкультурно-оздоровительных комплексов» в период с 2006 по 2013 годы оснащено спортивно-технологическим оборудованием 579 физкультурно-оздоровительных комплексов, из которых 388 – введено в эксплуатацию. Мы вложили 17 млрд рублей в этот проект. Эти объекты быстро строятся – от года до полутора лет – в муниципалитетах, на селе. А если сюда добавить программу «500 бассейнов в вузы страны», то цифра получится впечатляющая. 

Таким образом, на сегодняшний день при поддержке федерального бюджета введено в строй 1158 спортивных сооружений. Это за пять лет! Проделана колоссальная работа. Практически каждый день мы вводим в эксплуатацию спортивный объект.

Очень важно сегодня эффективно использовать спортивные сооружения. Я рассчитываю, что вы, руководители спорта, сделаете это: объекты будут доступными, там будут размещаться детско-юношеские спортивные школы, а наши вузы начнут готовить менеджеров и управленцев для этой системы. Я надеюсь, что вы будете бережно и внимательно к этому относиться.

На сегодняшний день в Российской Федерации граждане занимаются физической культурой и спортом примерно на 270 тыс. объектах спорта. По сравнению с 2002 годом их общее количество увеличилось на 54 тысячи.
Соответственно по ряду основных объектов спорта изменения таковы:

- по плоскостным сооружениям – увеличение на 34 тыс. единиц или 33,2%:

- по спортивным залам – на 14 тыс. единиц или 25%:

- по бассейнам – почти на 2 тыс. единиц или на 73,4%. При этом количество крытых бассейнов увеличилось на 1348 единиц или 50,8%. На 33 единицы увеличилось число 50-метровых бассейнов или на 28,2%:

- число манежей увеличилось на 1123 единицы или на 47,1%.

По некоторым спортивным сооружениям мы преодолели исторический максимум. Вот по бассейнам: в 1990 году в РСФСР было 2059 бассейнов, а в 2012 году – 4575 единиц, т.е. в 2,2 раза больше. В СССР в 1980 году было 1750 бассейнов. Это в 2,6 раз меньше, чем сегодня в России.

Обеспеченность спортивными сооружениями в Российской Федерации в 2012 году составила 25,1%, тогда как в 2002 году – 18,7%. Фактически выше почти на 7%.

Единовременная пропускная способность всех объектов спорта сегодня составляет 6,8 млн человек, а если 2-3 смены, то около 17-20 млн граждан. Конечно, это еще далеко от норматива.

Следует отметить, что в соответствии со Стратегией к 2015 году необходимо в 1,5 раза увеличить количество пропускной способности. Нам предстоит огромная работа. Здесь только федеральный бюджет не справится, нужны программы частно-государственного партнерства, участие таких корпораций, как Газпром, которая в рамках программы «Газпром – детям» ежегодно 6 млрд рублей вкладывает в строительство спортивных объектов, и как Лукойл. Мы стремимся, чтобы эти компании продолжали свою работу по обновлению материально-технической базы.

В соответствии со Стратегией в 2015 году необходимо добиться выполнения целевого показателя по единовременной пропускной способности объектов спорта на 30,0%, а к 2020 году довести до 48,0%. В настоящее время 22 субъекта (26,8%) Российской Федерации из 82 выполнили показатель 2015 года, в том числе два субъекта Российской Федерации – Белгородская и Калужская области – выполнили показатель 2020 года.

По данным Росстата, в 2011 году численность населения Российской Федерации, удовлетворенного условиями для занятий физической культурой и спортом, увеличилась по сравнению с 2010 годом на 16% и составила 36%. Это показыват, что население реально ощущает позитивные изменения.

Чувствуется, что в тех регионах, где серьезное внимание уделяется строительству объектов спорта, там и качество жизни начинает меняться: увеличивается количество вовлеченных в спорт, падает преступность до 40%, люди становятся эффективными. Эти объекты спорта начинают играть иную роль.

Вот мы с Олегом Ивановичем Ковалевым (губернатор Рязанской области) недавно в поселке Шацк открывали спортивный объект. Это населенный пункт - 6-8 тыс. человек. И тут появляется объект спорта. Красивый, с бассейном и залом, вокруг которого начинается совершенно другая жизнь. Это очень важная программа и мы должны продолжать работу в этом направлении.

Вместе с тем сегодня мы должны улучшить условия для занятий массовым спортом, в первую очередь игровыми и циклическими видами спорта, создавать возможность для массовых занятий бегом, лыжами, коньками, плаванием, катанием на роликах, велосипедным спортом, используя для этого специальные трассы и тропы, что сегодня очень популярно среди молодежи. Парки, зоны отдыха т.д. должны стать центрами физкультурно-спортивной активности населения. Пример в этом, и очень хороший, показывает Москва. Объекты спорта должны стать основными центрами организации повседневных занятий граждан, способствовать вовлечению населения в систематические занятия.

Важнейшим достижением в части финансового обеспечения спорта является выделение самостоятельного раздела «Физическая культура и спорт» в федеральном бюджете с 2011 года. Сегодня 11 раздел бюджетной классификации включает пять подразделов («Физическая культура», «Массовый спорт», «Спорт высших достижений», «Прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта», «Другие вопросы в области физической культуры и спорта»).

Объем финансирования физической культуры и спорта в Российской Федерации за период 2008-2012 годы увеличен практически в 2 раза (с 26 млрд рублей до 51,3 млрд рублей), а по сравнению с 2002годом – более чем в 20,5 раза (2,5 млрд рублей). И сегодня у нас бюджет отрасли почти 70 млрд рублей. А консолидированный бюджет, который заложен Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» 1,7 трлн рублей. Это говорит о том, что у нас появились ресурсы и возможности, которые надо рационально использовать.

Не могу не сказать о результатах кадрового обеспечения. По сравнению с 2002 годом число работников в спортивной отрасли выросло на 75,4 тыс. человек или на 29,5%. В 1990 году в РСФСР работало 196 тыс. штатных работников физической культуры и спорта. Как мы видим, в настоящее время по сравнению с 1990 годом число штатных работников физической культуры в России увеличилось на 135 тыс. человек или на 69%.

В настоящее время штатных сотрудников, работающих в системе государственных органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта всего 6535 человек, что составляет в общей численности штатных работников физической культуры и спорта в стране 1,9%. По сравнению с 2002 годом их число в 2012 году увеличилось на 233 человека или всего на 3,7%.

Если в 2002 году из числа «управленцев» имели высшее образование 64,7%, то в 2012 году уже 73,1%.

Сегодня растет количество спортивных объектов, появляются новые клубы, отрасль прогрессирует. Я бы хотел обратить внимание на то, что наши высшие учебные заведения, ректоры здесь присутствуют, должны стать центрами не только подготовки кадров, но и стать научными центрами по разработке, обобщению и распространению самых современных, передовых методик и технологий, на что мы очень рассчитываем.

В этом году исполняется 80 лет нашему ФНЦ ВНИИФК (Федеральный научный центр физической культуры и спорта), и, я думаю, что ему предстоит и далее большая работа в развитии физической культуры и спорта и спорта высших достижений. 

Серьезное внимание нами уделяется и совершенствованию Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК) и Единому календарному плану (ЕКП) как важнейшим механизмам развития физической культуры и спорта в стране.

К числу наиболее высоких достижений за последнее время, я считаю, надо отнести систему проведения в стране спартакиад для различных категорий и групп населения. Мы восстановили всю линейку спартакиад.

В этом году Правительство Российской Федерации на основании поручения Президента России приняло решение о воссоздании спартакиад среди сильнейших спортсменов субъектов Российской Федерации. Это позволяет нам говорить о том, что Спартакиадное движение охватывает все основные группы населения.

Нужно отметить, сегодня возрождены почти все массовые соревнования: «Лыжня России», «Кросс нации», «Кожаный мяч» и другие. Появились новые проекты, как «Футбол в школу, в вузы», «Баскетбол в школу, в вузы» и другие.

Так уже три года подряд в соревнованиях «Лыжня России» принимает участие более 1,5 млн человек, в «Кроссе нации» ежегодно растет число участвующих, и в 2013 году эта цифра достигла 1,5 млн спортсменов и т.д. Кроме традиционных олимпийских видов спорта всё больше среди населения пользуются популярностью виды единоборств, национальные и иные виды физической активности, рассчитанные на молодежь, а также мини-спортивные игры.

Сегодня уже всем понятно: решить вопросы массового вовлечения населения в систематические занятия физической культурой и спортом без системной и целенаправленной пропаганды физической культуры в СМИ и в сети Интернет невозможно.

Массовые спортивные события и соревнования – это не только участие и вовлеченность людей, но и пропаганда спорта. Мы их будем продолжать.

В целом хотелось бы отметить, что создание нормативной правовой базы, совершенствование системы организации и управления физической культурой и спортом, укрепление материальной базы и увеличение финансирования, поиск и внедрение новых форм физической активности, совершенствование пропаганды – всё это не самоцель. Главное, чтобы в результате этой работы в стране каждый её житель имел желание и возможность систематически заниматься физической культурой, спортом, вести здоровый образ жизни. Надо, чтобы занятия физической культурой и спортом помогали каждому из нас в полной мере реализовать себя, постоянно находиться в хорошей физической форме, быть здоровым духовно и нравственно, то есть быть эффективным!

По данным статистических наблюдений сегодня в стране систематически занимаются физической культурой и спортом в организованной форме 32,2 млн. человек, что составляет от общего числа населения всего 22,5%. По сравнению с 2002 годом число занимающихся увеличилось на 18,0 млн человек или почти в 2,3 раза. По состоянию на 2012 год шесть субъектов Российской Федерации уже перевыполнили показатель, который они должны достигнуть к 2015 году, зафиксированный в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».

Как уже отмечалось, средний показатель по стране составил 22,5%. Выше среднегоимеют 46 субъектов Российской Федерации или 51,1%. Соответственно ниже – 36 субъектов или 43,9%.

Как следует из анализа, очень велика разница в числе занимающихся в различных субъектах Российской Федерации. Так, в Республике Марий Эл доля занимающихся составляет 34,4%, а в Республике Ингушетия – 4,6%.

Уважаемые коллеги!

Нам еще много предстоит работать, чтобы выполнить показатель, который запланирован на 2015 год – 30%, а к 2020 году уже 40% населения в стране должны заниматься систематически физической культурой и спортом.

Дело в том, что запланирован еще один показатель. К 2015 году должны заниматься физической культурой и спортом 60% обучающихся и студентов дневной формы обучения от общего числа, а к 2020 году – 80%. В настоящее время в стране 11,7 млн обучающихся и студентов занимаются физической культурой и спортом, что составляет 47,4%.

Отметим, что в возрастной категории до 14 лет в стране занимаются 55,2%; 15-29 лет – 42,1%; 30-59 лет – 9,7%; 60 лет и старше – 2,2% (доля от всего населения данной возрастной группы).

Как показывает анализ, занимающихся спортом среди мужчин больше чем среди женщин, среди городского населения больше чем среди сельского.

Наибольший прирост занимающихся конкретным видом спорта за период с 2007 по 2012 зафиксирован в хоккее – 82,7%, далее в плавании – 72,2% и футболе – 4,3%.

За последние годы существенно изменилось в положительную сторону отношение к развитию физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Но предстоит еще огромная работа. Так в настоящее время лишь около 4% инвалидов от их общего числа занимаются физической культурой и спортом систематически. Программа по развитию адаптивного спорта существует только в 35 регионах нашей страны.

Хотелось бы заметить, что статистика, отображающая вовлеченность граждан, не всегда точная, так как мы считаем только тех, кто занимается спортом в организованной форме. А опрос общественного мнения (мы провели такой опрос в этом году) показал, что с 10-летнего возраста в стране 31,4% населения занимаются систематически физической культурой и спортом. Среди обучающихся и студентов – 68,9%; среди трудящихся – 25%; среди пенсионеров – 17,2%. Я уверен, что к 2015 году мы выполним показатель Стратегии.

Нам предстоит еще много работы с различными группами населения. Есть проблемы и с вовлеченностью трудящихся женщин, пожилых людей и жителей села. Нам нужно этим серьезно заниматься.

Конечно, мы многого ждем от внедрения в жизнь Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, который по-старому называется ГТО. Сейчас мы экспериментируем в шести регионах. На ближайшем Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта этот вопрос будет рассмотрен. Мы будем всё делать, чтоб этот комплекс стал основой российской системы физического воспитания.

Среди приоритетных направлений нашей работы – создание оптимальной системы подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны. Она десятилетиями развивалась как система дополнительного образования школьников, задачей которой всегда было гармоничное развитие личности. В этой системе дополнительного образования нет задачи подготовить члена спортивной сборной команды России. 

Наша задача в ближайшие пару лет создать новый вид учреждения – учреждение спортивной подготовки. Это – ключевая задача. Я еще раз обращаю ваше внимание, что это – номер один в вашей работе! Мы не закончим работу после Сочи, впереди много баталий. Система должна воспроизводить спортсменов. Количества школ, в которых учатся 4 млн детей, нам достаточно. Давайте займемся качеством: материально-техническими базами, научно-технологическим обеспечением, тренерским обеспечением, медицинским сопровождением. Давайте отберем из системы образования лучших мальчишек и девчонок и дадим им хорошее качество подготовки. 

Уважаемые друзья!

Что касается спорта высших достижений, могу вам сказать: если за последние годы сложить все наши достижения, взять результаты олимпийцев, паралимпийцев, а также спортсменов по неолимпийским видам спорта, то Россия сегодня – один из лидеров мирового спорта.

2013 год показывает, что по летним олимпийским видам спорта (по итогам выступлений на чемпионатах мира) мы по общему количеству медалей находимся на первом месте. И только по количеству золотых медалей проигрываем США.

Российский спорт демонстрирует стабильную системную работу по возвращению своих традиций. А если взять весь период с 1952 и по 2012 годы выступлений советских и российских спортсменов на 30 Олимпийских играх (летних и зимних), то они завоевали только золотых 696 медалей, серебряных – 571, бронзовых – 561, а всего – 1828 медалей.

Это – колоссальный результат, большой труд и большая работа! Вы знаете, что впереди Олимпийские игры в Сочи, и я абсолютно уверен, что наши спортсмены достойно выступят там. Но спорт – есть спорт! По итогам прошлого сезона пока россияне в мировом рейтинге находятся на 4-5 месте, но прогресс есть. По сравнению с 2009 годом наши спортсмены в прошлом сезоне завоевали на 7 золотых медалей больше. Мы впервые завоевали «золото» в шорт-треке и скелетоне. Мы сегодня еще имеем и резерв в главную команду, как я его называю. Это – биатлон, бобслей, хоккей. И если мы сегодня сохраним то, что есть, и приумножим, если подведем спортсменов до нужной кондиции, то нам стыдно за них не будет. Еще раз скажу, что одно проведение зимних Олимпийских игр в России дало огромный импульс в развитии зимних видов спорта в нашей стране.

Я могу привести пример. В 2010 году в сравнении с 2007 годом увеличилось количество россиян занимающихся кёрлингом в 3,4 раза, фристайлом – в 3 раза, бобслеем и сноубордом – в 2,5 раза, лыжном двоеборьем и фигурном катанием – в 2,1 раза.

В лыжных гонках количество человек, увлеченных лыжами, в 2012 году по сравнению с 2007 годом увеличилось на 193,5 тыс. человек или на 29,4%. Это уже результат! Только подготовка к зимним Олимпийским играм дает повышение интереса к зимним видам спорта.

В лыжных гонках количество занимающихся в 2012 году по сравнению с 2007 годом увеличилось на 193,5 тыс. человек или на 29,4%. Это уже результат! Только подготовка к зимним Олимпийским играм дает повышение интереса к зимним видам спорта.

За последнее время существенно повысилась роль и значение России в международном спортивном движении. Сегодня мы занимаем второе место по количеству представителей в международном спортивном движении. До 257 человек участвуют в этой работе и вносят огромный вклад в продвижение олимпийских ценностей и продвижение интересов России. Таким образом, мы можем сказать, что за свою 90-летнюю историю развитие физической культуры и спорта в России выполняло и продолжает выполнять очень серьезную роль. 

Уважаемые коллеги!

Я хотел бы вас поздравить с юбилеем. Хочу пожелать вам здоровья, счастья, успехов в работе. Нам есть чем гордиться. Россия – великая спортивная держава! В этом есть и доля нашего с вами общего труда. Я получаю огромное удовольствие и радость, когда вижу наших спортсменов на олимпийском пьедестале, когда тысячи россиян выходят на старты массовых соревнований, когда инвалиды покоряют спортивные вершины, когда физическая культура и спорт для многих граждан становится неотъемлемой частью образа жизни.

Но я очень огорчаюсь, когда вижу, как много еще нам с вами предстоит сделать, как много людей не вовлечено в спорт. Нам еще много надо работать!

Я считаю, что мы выполняем очень важную миссию. Мы помогаем каждому россиянину стать не только здоровым, но и чтобы он был физически совершенным, чтобы он был воспитанным на духовно-нравственных ценностях, любил и гордился Россией, постоянно повышал свой интеллект, умел радоваться жизнью и реализовывать себя, свои возможности и был всегда эффективным!

Так что у нас есть возможность и радоваться, и огорчаться, но самое главное – надо работать!

Я вас от души с этим поздравляю и желаю вам успехов!