Николай Вениаминович КОПЫЛОВ

Николай Вениаминович КОПЫЛОВ
Николай Вениаминович Копылов родился 6 апреля 1910 года в городе Луга Петербургской губернии в семье крестьянина. Окончил профтехшколу и работал электромонтером-киномехаником. Затем последовали годы службы в Рабоче-Крестьянской Красной Армии, куда Николай был призван в 1927 году, и учеба в бронетанковом училище. После окончания училища Копылова направили в 1-ю механизированную бригаду имени К. Б. Калиновского, ставшую родоначальницей бронетанковых и механизированных войск страны. С этой бригадой связаны и первые страницы славной истории доблестной Кантемировской дивизии.

В стенах военного училища Николай начал серьезно заниматься спортом и к середине 1930-х годов вошел в число сильнейших лыжников и легкоатлетов Москвы. 6 октября 1936 года стало для него знаменательной датой. В этот день Копылов впервые стартовал во Всесоюзном марафоне. Среди 120 участников забега был также Иван Чебуркин. Между ними завязалась упорная тактическая борьба. Победителем того легендарного кросса стал Иван. Несмотря на огорчение, Николай обрел хорошего друга и достойного соперника. В то время Чебуркин и Копылов выступали за ЦДКА и стали тренироваться вместе.

На чемпионате страны в 1937 году Николай уже смог обойти своего друга и прийти к финишу 11-м. Чебуркин пришел 15-м. В том же году Копылов установил рекорды СССР на дистанциях 15000 м (51 мин. 23,8 сек.) и в часовом беге (17 479,5 м). Иван Чебуркин, закончив срочную службу в армии,  стал выступать за «Спартак».

К Всесоюзному марафону 1939 года Копылов и Чебуркин подошли в прекрасной форме.  В этом соревновании принимали участие такие известные в то время спортсмены, как двукратный чемпион СССР Николай Бабарыкин и его постоянные оппоненты: Николай Голованов, Феодосий Ванин, Сергей Ганеев и другие. Но настоящими героями дня стали два друга. Иван Чебуркин финишировал первым и завоевал титул чемпиона страны. Николай Копылов проиграл ему всего 0,6 секунды и занял второе место (2 мин. 42,03 сек.). Оба были удостоены звания «Мастер спорта СССР». После этого марафона судьба надолго разлучила друзей.
 
Николай Копылов поступил на командный факультет Военной академии механизации и моторизации РККА, которую окончил в 1941 году. Это решение было продиктовано пониманием нависшей над Европой угрозы гитлеровского фашизма. В 1940 году Николай вновь принял участие во Всесоюзном марафонском пробеге и занял третье место (2 мин. 41,04 сек.). Иван Чебуркин оказался во второй десятке. На следующий год соревнования не состоялись. Началась война.

Массовый кросс имени К. Е. Ворошилова
Массовый кросс имени К. Е. Ворошилова

К. Е. Ворошилову принадлежала идея о том, что РККА должна быть для молодежи массовой школой физической культуры и спорта и за годы военной службы молодым людям необходимо приобрести привычку регулярно заниматься спортом. В 1927 году при содействии ОППВ (Опытно-показательной площадки Всевобуча, предшественника нынешнего клуба ЦСКА) был разработан проект Положения о проведении кросса в войсках и среди гражданского населения. В том же году состоялся первый кросс им. К. Е. Ворошилова. В нем приняли участие 136 человек. Впервые был введен элемент военизации: картонные номера участники должны были обменивать на металлические на середине дистанции пробега.

В 1929 году участников пробега было уже 1509, в 1934-м – 6000, в 1937-м – 14859, в 1938-м – 19190, а в последнем предвоенном кроссе 1940 года – 45379 бегунов. Кросс им. Ворошилова превратился в одно из самых массовых спортивных мероприятий страны.

Свой фронтовой путь капитан Николай Копылов начал в сентябре 1941 года на Калининском фронте в должности помощника начальника штаба 81-й танковой бригады. Участвовал в Ржевско-Вяземской стратегической операции. За боевые успехи и храбрость  был награжден медалью «За отвагу» и одной из высших наград СССР – орденом Красного Знамени. 

В декабре 1941 года в тяжелые дни битвы за Москву Копылов проявил личный героизм. Видя тяжелейшее положение танкового батальона, который за время боя потерял большую часть бронетехники и радиосвязь с командованием фронта, Николай вызвался пойти за помощью. Обратившись к командиру, он сказал: «Разрешите попытаться прорваться к своим. Я – спортсмен, сумею!» Это был главный и самый трудный забег, от которого зависели жизни товарищей и исход сражения на ответственном участке обороны столицы. Примерно за час Копылов преодолел более десяти километров по лесной дороге – где ползком, где короткими перебежками, а где и вкладывая в свой бег все физические и моральные силы. Совершенно обессиленный, он добрался до места, а еще через несколько минут боевые машины двинулись на выручку попавшему в беду батальону. Враг был остановлен.

В июне 1942 года за успешную педагогическую деятельность по подготовке резервов Красной Армии и спортивные достижения Николаю Копылову (наряду с другими спортсменами) было присвоено звание заслуженного мастера спорта. В июле его вызвали с фронта в Москву для участия в антифашистском митинге советских спортсменов. В эти несколько дней Николай Вениаминович смог принять участие в 3-километровом кроссе в Сокольниках и занять пятое место.

В октябре 1942 года Копылов стал начальником штаба 62-й танковой бригады. Затем последовал перевод в состав 16-го танкового корпуса, который сражался на Брянском, Сталинградском, Донском, Центральном фронтах. Николай принимал участие в обороне Сталинграда и окружении 6-й армии немецких войск. За 1942 год он был четыре раза ранен, но быстро восстанавливался и вновь возвращался в строй.

Т-34

Советский танк Т-34 считается лучшим средним танком Второй мировой войны. Он был и остается легендой. «Тридцатьчетверку» разработали в КБ Харьковского паровозостроительного завода № 183 в 1939 году. Опыт войны в Испании показал необходимость повышения бронезащиты советских танков и увеличения калибра орудий до 76 мм. Военные действия во время Советско-финской войны 1939-1940 гг. подчеркнули важность танковой техники в осенне-зимний период.  Имевшиеся на тот момент разработки по танку Т-32 были доработаны в кратчайшие сроки в КБ-24. Так появился танк Т-34, который в годы Великой Отечественной войны стал основным танком Красной Армии.

Выпуск танков Т-34 начался в июне 1940 года. Высокая технологичность конструкции боевой машины позволила наладить ее серийное производство на семи различных по своему оснащению машиностроительных заводах. После начала войны каждый завод-изготовитель вносил изменения в конструкцию танка, которые были обусловлены собственными технологическими возможностями. В результате выпущенные разными заводами машины отличались по внешнему виду.

К лету 1943 года немцам удалось обойти характеристики Т-34. Огневая мощь орудий «Тигра» и «Пантеры», поступивших на вооружение фашисткой армии весной того же года, позволяла поражать советские танки с дистанций 900 и 1500 метров соответственно. 76- миллиметровые пушки Т-34 уже не пробивали броню этих машин. Победа под Курском далась советским войскам тяжело. Красная армия потеряла 6 000 танков и самоходных артиллерийских установок. Стал очевиден целый ряд недостатков в конструкции Т-34, которые нужно было срочно устранить. Поэтому в конце 1943 года на фронт стали поступать Т-34 с 85-мм пушкой и измененной башней. Экипаж танка был увеличен до 5 человек. 

Средний танк Т-34. 1939 г. выпуска.
Количество выпущенных танков Т-34:
  • 1940 год – 112
  • 1941 год – 2996
  • 1942 год – 12527
  • 1943 год –15821
  • 1944 год – 14648
  • 1945 год – 12551
  • 1946 год – 2707
Всего было выпущено 61362 танков Т-34 всех модификаций.

Технические характеристики танка Т-34-76:
  • Масса – 25,6 т.
  • Экипаж – 4 человека: командир (он же наводчик), заряжающий, стрелок-радист, механик-водитель
  • Длина корпуса – 5920 мм
  • Ширина корпуса – 3000 мм
  • Высота – 2405 мм
  • Мощность двигателя – 500 л. с.
  • Максимальная скорость – 54 км/ч
  • Запас хода по шоссе – 300 км
  • Преодолеваемый подъем – 36 град.
  • Орудие – 76-мм пушка Ф-34
  • Боекомплект – 77 снарядов
  • Прицельная дальность – 1500 м
  • Скорострельность – до 5 выстр./мин.
  • Два пулемета ДТ: один спарен с орудием, второй – курсовой
В мае 1943 года во время подготовки 16-го танкового корпуса к Курскому сражению, Копылова назначили командиром 164-й танковой бригады, в разведвзводе которой служил Иван Чебуркин. Так через годы судьба свела старых друзей и спортсменов. И вновь проявилось спортивное братство. Самые ответственные, сложные и дерзкие задания Копылов поручал своему другу по довоенным марафонам. 

С 5 по 9 июля 1943 года в период Курского сражения Николай Копылов неоднократно вступал в бой и водил свою бригаду в контратаки. Во время одного из боевых столкновений, находясь в танке Т-34, он лично уничтожил 3 вражеских «Тигра» и смог вывести с поля боя свою машину невредимой. Тогда же ему удалось эвакуировать из-под огня 24 танка бригады, подбитых врагом. За этот подвиг Николай был представлен к высшей государственной награде СССР – ордену Ленина. 15 декабря 1943 года Н. В. Копылову было присвоено воинское звание – полковник.

Наградной лист
Во время боев на подступах к Праге в августе 1944 года Николай Копылов принял командование 51-й танковой бригадой 3-го танкового корпуса, которая в ноябре стала 47-й гвардейской танковой бригадой. В 1945 году полное название звучало так: 47-я гвардейская танковая Уманско-Померанская ордена Ленина Краснознаменная орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого бригада. В нее был переведен и Иван Чебуркин. В разведвзводе 50-й бригады 3-го корпуса служил еще один известный советский спортсмен – футболист Владимир Савдунин. Обе бригады сражались вместе в Висло-Одерской и Берлинской операциях против нацистской Германии и ее союзников.

В марте 1945 года во время наступления советских войск в районе города Зельден (Германия) И. Чебуркин вместе с напарником захватил важный мост, нейтрализовав охрану. Вдвоем они удерживали переправу до подхода танковых соединений Копылова.

С 16 апреля Н. В. Копылов со своей бригадой принимал участие в Берлинской операции. В конце апреля 47-я и 50-я танковые бригады атаковали и захватили город Науэн. Затем 47-я бригада двинулась на Бранденбург и 1-го мая, соединившись с войсками 1-го Украинского фронта, завершила окружение Берлина. После взятия Бранденбурга 3-й танковый корпус и 7-й кавалерийский корпус вышли к реке Эльба и встретились там с американскими войсками.

За умелое командование танковой бригадой, мужество и отвагу, проявленные в Берлинской операции, 31 мая 1945 года Николаю Вениаминовичу Копылову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». За годы войны он был награжден медалью «Золотая Звезда», двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Суворова II степени, орденом Отечественной войны I и II  степени, тремя орденами Красной Звезды, медалью «За отвагу» и орденом Креста Британской Империи IV степени. 

Иван Чебуркин закончил войну полным кавалером ордена Славы трех степеней, также был награжден орденом Красного Знамени и двумя орденами Красной Звезды. В 1945 году демобилизовался и вернулся в спорт.

После победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг. Н. В. Копылов продолжил службу в армии и окончил Высшие академические курсы при Военной академии бронетанковых войск. В 1955 году вышел в отставку. Некоторое время проживал в городе Калинин (Тверь). В 1958 году переехал в Сухуми (Абхазия), где 12 апреля 1965 года скончался в возрасте 55 лет.