Доклад заместителя министра спорта Российской Федерации Ю.Д. Нагорных на совместном заседании коллегий Минобрнауки России, Минспорта России и Минкультуры России

13 мая 2014
Доклад заместителя министра спорта Российской Федерации Ю.Д. Нагорных на совместном заседании коллегий Минобрнауки России, Минспорта России и Минкультуры России

«О концепции развития дополнительного образования детей в аспекте реализации государственной политики в области физической культуры и спорта»

 

Сегодня определяются пути дальнейшего развития системы дополнительного образования. При этом формируется не только сама модель, но и подбираются современные средства и методы, способствующие повышению привлекательности данной сферы с учетом новых требований, предъявляемых к данному виду образовательной деятельности. Представленная на совместную коллегию Концепция разработана при активном участии, в том числе и Минспорта России, и отрадно признавать, что в настоящее время мы с коллегами из Минобрнауки России «слышим друга» и активно сотрудничаем в данном направлении.

Дополнительное образование с его разнообразными видами досуга позволяет получить новые знания и умения, что называется «на любой вкус». Система дополнительного образования в области физического воспитания предоставляет возможность физического, творческого, интеллектуального развития благодаря разнообразию видов спорта. Каждый ребенок с учетом своих склонностей и предпочтений может подобрать для себя наиболее привлекательный.

По данным статистического наблюдения за 2013 год в Российской Федерации действуют:

- 56 профессиональных образовательных организаций – училищ (техникумов) и колледжей олимпийского резерва;

- 4829 образовательных организаций дополнительного образования, из которых: 1047 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и 3782 детско-юношеские спортивные школы.

В системе дополнительного образования в области физической культуры и спорта работают 94 тысячи 377 тренеров-преподавателей и занимаются 3 миллиона 142 тысячи человек. Расходы на содержание спортивных школ за последний год увеличились на 13,7% и составили 78 млрд. 634 млн. 191,6 тыс. рублей.

Минспорт России совместно с Минобрнауки России ведет активную работу с субъектами Российской Федерации с целью доведения заработной платы специалистов отрасли до средней по экономике регионов, поэтапно реализуя «дорожную карту» по выравниванию заработной платы специалистов сферы физической культуры и спорта. Если в 2012 году она составляла 66 процентов от средней по экономике регионов, то к 2018 году предполагается доведения средней заработной платы специалиста до 100 процентов к размеру средней заработной платы по экономике.

Несмотря на предпринимаемые со стороны государства усилия, уровень заработной платы работников, задействованных в системе дополнительного образования ниже, чем в системе основного образования. Этот факт обиден еще и тем, что личность ребенка активно формируется во время занятий, побуждающих к творчеству, активному познанию, развитию и совершенствованию своих человеческих качеств, а не в жестко регламентированной сфере основного образования.

Возникшая «несправедливость» побуждает Минспорт России решать задачи, с которыми сталкиваются и коллеги из Минобрнауки России и Минкультуры России, а именно:

- необходимость обеспечения достойной заработной платы работникам, что послужит стимулом для удержания в системе дополнительного образования квалифицированных, опытных педагогических работников;

- создание на этом фундаменте социальных гарантий, делающих отрасль привлекательной для притока и закрепления в ней молодых специалистов;

- совершенствование материально-технического обеспечения, в первую очередь, детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва.

Успешность решения поставленных задач, безусловно, позволит увеличить контингент занимающихся в системе дополнительного образования детей.

Разнообразие способов предоставления услуг делает физическую культуру и спорт важнейшими составляющими необходимой инновационной среды Российского государства. Занятия спортом формируют активную жизненную позицию во всех сферах деятельности.

Спорт, во всех его аспектах, как составная часть физической культуры, воспитывает стремление к победе, достижению высоких результатов, способствует мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека, продлевает творческое долголетие и укрепляет здоровье граждан, что особенно важно в ритме постоянно возрастающей конкуренции.

Спорт не только укрепляет здоровье, но, несомненно, помогает в профилактике многих заболеваний и социальных недугов, таких например, как различные виды зависимости (курение, алкоголизм, наркомания, игромания, шопинг и другие негативные тенденции). Благодаря регулярным занятиям спортом, улучшается эмоциональное, интеллектуальное и социальное самочувствие, что позволяет быстрее адаптироваться в современном стремительно изменяющемся мире.

Вовлеченность широких масс населения в физическую культуру и спорт, а также успехи на международных спортивных соревнованиях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой страны. Соответственно, одной из основополагающих задач государственной политики является создание условий для развития физической культуры и спорта, привлечения, прежде всего, детей, подростков и молодежи к активному образу жизни, к регулярным занятиям спортом.

Необходимо отметить, что на протяжении последних шести лет Министерством спорта Российской Федерации формируется государственная политика, направленная на создание самостоятельной отрасли с ее социальной направленностью на рост вовлеченности населения в сферу физической культуры и спорта. Большая роль при этом уделяется развитию детско-юношеского спорта, в том числе и через систему спортивных школ, как организаций дополнительного образования, а также через систему школьных и студенческих клубов.

В этой связи, мы подчеркиваем, что важной задачей и ценностным ориентиром в создании современной концепции дополнительного образования является содействие модернизации физического воспитания детей, определенной Стратегией развития физической культуры и спорта Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года № 1101-р, а также Государственной программой развития физической культуры и спорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 302, как приоритетное направление государственной политики. Дополнительное образование также может стать основой реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», введенного Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172.

Значительная роль в работе, проводимой с детьми разных возрастных и социальных категорий в области физической культуры и спорта, принадлежит организациям дополнительного образования, с помощью которых наиболее эффективно проводить модернизацию физического воспитания детей через сложившуюся в нашей стране систему.

Следует отметить важную особенность реализации программ в детско-юношеских спортивных школах и специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва, определенную Федеральным законом от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

В пункте 6 статьи 33 данного закона установлено, что организации дополнительного образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, реализуют одновременно наряду с программами  спортивной подготовки, разработанными на основе федеральных стандартов спортивной подготовки, дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта.

Благодаря совместной работе с Министерством образования и науки Российской Федерации осуществляется преемственность дополнительных общеобразовательных программ (дополнительных общеразвивающих и дополнительных предпрофессиональных программ) и программ спортивной подготовки, закрепленная 84 статьей Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации». Впервые Минспорт России получил дополнительные полномочия по регулированию образовательной, тренировочной и методической деятельности в образовательных организациях в области физической культуры и спорта независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.

Одной из целей реализации государственной политики по развитию системы дополнительного образования, в соответствии с приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» является образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. Она должна быть направлена, в том числе на подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, что делает организации уникальными. Действующим законодательством Российской Федерации как в сфере физической культуры и спорта, так и в сфере образования закреплены подходы, позволяющие системе дополнительного образования быть гибкой и при этом активно развиваться.

Сама специфика деятельности спортивных школ ставит их на стыке двух процессов – образовательного и процесса спортивной подготовки. При организации деятельности данного вида учреждений следует учитывать основные принципы педагогики и спортивной подготовки:

педагогические принципы направлены на воспитание личности и создание условий для реализации всех потенциальных возможностей ребенка;

принципы спортивной подготовки нацелены на проведение максимально эффективного тренировочного процесса.

Одной из проблем, возникающей при взаимодействии двух систем основополагающих принципов, является необходимость достижения в процессе спортивной подготовки высокого спортивного результата, а не только лишь стремление к всестороннему гармоничному развитию личности ребенка. При этом деятельность современной спортивной школы должна быть представлена двумя важными аспектами:

связанным с оздоровлением детей и молодежи, их социальной и физической адаптации к условиям современного мира, эффективность которого не трудно оценить по определенным показателям здоровья населения (снижение рисков заболеваемости среди школьников и студентов; поддержание определенного уровня здоровья; увеличение продолжительность жизни, сохраняя экономическую активность возрастных групп населения);

необходимость создания определенных условий для подготовки спортсменов высокого класса и кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по видам спорта. Эффективность данного аспекта в свою очередь оценивается конкурентоспособностью спортивных сборных команд России на международной спортивной арене.

Важная роль в системе спортивной подготовки отводится организациям дополнительного образования, реализующим дополнительные общеразвивающие программы (на спортивно-оздоровительном этапе) и дополнительные предпрофессиональные программы, особенно муниципальным ДЮСШ, местным учреждениям физической культуры и спорта, структурным подразделениям общеобразовательных организаций, в первую очередь школьным спортивным клубам.

В условиях разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации большое значение приобретает наличие в субъектах Российской Федерации системы законодательно-правовых мер и сложившейся практики организационного, информационного и ресурсного обеспечения сферы физической культуры, детско-юношеского спорта, массового спорта, отдыха и оздоровления детей. Практически все региональные законы включают статьи о гарантированном финансировании детско-юношеского спорта, отдыха и оздоровления детей. Минспортом России со своей стороны с 2017 года в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации концепцией Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» предполагается выделение средств из федерального бюджета в качестве субсидий субъектам Российской Федерации на развитие инфраструктуры спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва для развития массового детско-юношеского спорта в объеме не менее 10 млрд. рублей.

Одной из наиболее важных проблем является система спортивного отбора обучающихся. Наряду с исходным уровнем развития физических качеств для определения потенциальных способностей одаренных детей будут иметь существенное значение и темпы их прироста, динамика успехов в процессе получения дополнительного образования в спорте.

Выбор вида спорта и спортивной дисциплины каждым человеком в наибольшей мере соответствующего его индивидуальным особенностям. Данное явление составляет сущность спортивной ориентации. Спортивная ориентация актуальна для массового и детско-юношеского спорта. Правильно определенная спортивная ориентация повышает эффективность спортивного отбора. В двух субъектах Российской Федерации (в Москве и в Краснодарском крае) в настоящий момент созданы федеральные экспериментальные площадки по созданию организаций нового вида – организаций спортивной подготовки. Результаты этой инновационной работы будут использованы для создания моделей кластерного взаимодействия организаций различного типа и вида с использованием сетевых форм образования.

Сложившаяся ситуация требует усиления управленческих функций со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и координационных – со стороны федеральных органов исполнительной власти. Как раз этому должна способствовать принимаемая Концепция.

При переходе на персонофикацию финансирования дополнительных общеразвивающих программ особенно важно дать возможность детям развиваться в нескольких областях: в спорте, культуре, искусстве, то есть не ограничивать их в получении разностороннего дополнительного образования. В предложенной редакции формулировка «возможность выбора программы, режима ее освоения» вызывает опасение, что постепенно государство может переложить на плечи родителей необходимость оплачивать расходы, связанные с дополнительным обучением детей более чем по одному профилю дополнительного образования. В настоящий момент действует принцип – каждый ребенок может посещать более чем одно учреждение и выбирать интересующие его спортивные секции, кружки, творческие коллективы. Этот принцип обязательно должен найти отражение в данной Концепции. Практика показывает, что занятия в спортивной школе дети нередко успешно сочетают с учебой в музыкальной или художественной школе, что способствует их более гармоничному и разностороннему развитию. Особенно это важно для профессиональной ориентации детей и молодежи и крайне важно, чтобы поддерживалось государством, так как в противном случае вовлечь в систематические занятия физической культурой и спортом не менее 80% детей и молодежи к 2020 году, как определено Стратегией развития физической культуры и спорта, будет затруднительно.

Изменение ставших уже привычными процессов развития общества путем перехода от ситуационного способа решения вопросов к системному, позволит не только упорядочить деятельность спортивных школ и других организаций дополнительного образования, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, но и предаст им новый импульс развития.

Министерство спорта Российской Федерации, в свою очередь, готово поддерживать начатые преобразования системы образования и надеется, что с учетом высказанных предложений Концепция развития дополнительного образования детей станет действенным механизмом государственной политики социальных преобразований и как отмечено в проекте – «позволит дополнительному образованию перестать быть «золушкой» российского образования и ответить на вызовы и риски информационной эпохи».