Доклад Юрия Нагорных "Основные направления государственной политики по модернизации системы подготовки спортивного резерва на современном этапе"

5 февраля 2016
Уважаемые коллеги!

В рамках проводимой Минспортом России политики, с целью сохранения и развития спортивного резерва, создания условий для подготовки высококвалифицированных спортсменов, способных показывать высокие результаты на соревнованиях различного уровня, в субъектах Российской Федерации осуществляется комплекс необходимых мероприятий по переводу ДЮСШ и СДЮСШОР из учреждений дополнительного образования в учреждения спортивной подготовки, реализующие программы спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами.

Минспортом России утвержден и реализуется План по модернизации существующей системы подготовки спортивного резерва и переводу действующих учреждений в организации нового типа – организации спортивной подготовки: спортивная школа (СШ), спортивная школа олимпийского резерва (СШОР).

Основными направлениями по реализации этого Плана являются:

1. Нормативное правовое обеспечение системы подготовки спортивного резерва.
В 2015 году усилия Минспорта России были направлены, в первую очередь, на формирование новой нормативной правовой и методической базы, в целях обеспечения единых подходов к организации спортивной подготовки, и четкого определения роли и задач каждого участника процесса.

На законодательном уровне были дополнены полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в части подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования теперь получили законодательно закрепленную возможность не только участвовать в подготовке спортивного резерва, используя все имеющиеся у себя ресурсы, но и осуществлять экспериментальную и инновационную деятельность в области физической культуры и спорта, координацию деятельности и методическое обеспечение физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации.

В рамках вновь установленных полномочий нами были разработаны соответствующие приказы и методические рекомендации, которые устанавливают общие основы организации процесса подготовки спортивного резерва, особенности отдельных видов организаций, осуществляющих спортивную подготовку, порядок методического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку, правила, направления и принципы осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта, порядок и принципы проведения аттестации тренерского состава.

Более подробно об этих документах сегодня расскажут ведущие специалисты сферы физической культуры и спорта.

2. Переход к нормативно-подушевому финансированию оказания государственных и муниципальных услуг по спортивной подготовке.

В части финансового обеспечения деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, был издан приказ Минспорта России от 22.05.2015 г. № 550 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере физической культуры и спорта, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением» и утверждены базовые нормативы затрат на оказание услуг по спортивной подготовке. В текущем году Минспортом России разработаны «Методические рекомендации по переходу на нормативно-подушевое финансирование организаций, осуществляющих спортивную подготовку» и «Методические рекомендации по формированию в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг (работ) в сфере физической культуры и спорта».

3. Социальная защита работников отрасли.
Минспортом России были проведены мероприятия по включению в федеральное законодательство мер социальной защиты работников сферы физической культуры и спорта. В помощь субъектам Российской Федерации разработана Дорожная карта мероприятий по преобразованию государственных (муниципальных) ДЮСШ и СДЮСШОР в организации спортивной подготовки.

В марте 2015 года состоялось подписание Отраслевого соглашения между Минспортом России и Профсоюзом работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации на 2015 – 2017 годы. Отраслевое соглашение является важнейшим правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения работодателей и всех категорий работников спортивной отрасли. В нём прописаны нормы, касающиеся вопросов оплаты труда, занятости, создания безопасных условий труда, определения оптимальных режимов труда и отдыха, предоставления различных льгот и гарантий работникам отрасли. В развитие этого акта должны быть внесены дополнения в Трудовой кодекс Российской Федерации, обеспечивающие социальные гарантии специалистов нашей отрасли.

4. Внедрение в ежедневную работу информационной системы Минспорта России АИС «Спортивный советник».
В рамках ГИС Управление спортом, разработана информационная система «Спортивный советник», в которой отображается статистическая информация по форме 5-ФК, а также основные аналитические показатели, используемые для оценки эффективности подготовки спортивного резерва в разрезе субъектов Российской Федерации и видов спорта. Программа прошла испытания в тестовом режиме и запущена с января 2016 года.

5. Организационно-методическое обеспечение.
В целях практической реализации мероприятий плана Министерства спорта Российской Федерации по модернизации системы подготовки спортивного резерва и координации деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва» в апреле 2015 года было создано организационно-методическое управление. Основным направлением его деятельности является обеспечение взаимодействия с главными тренерами спортивных сборных команд Российской Федерации ФГБУ ЦСП, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, общероссийскими спортивными федерациями по видам спорта, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и органами местного самоуправления в области методического обеспечения подготовки спортивного резерва.

В июне и сентябре 2015 года в Федеральном центре подготовки спортивного резерва проводилось обучение для кандидатов на должности инструкторов-методистов по теме «Организационно-методическое обеспечение системы подготовки спортивного резерва на современном этапе».

Для прохождения обучения в рамках программы повышения квалификации региональными органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта были направлены более 80 лучших специалистов из субъектов Российской Федерации. По итогам обучения специалисты, успешно прошедшие тестирование, были приняты на должности инструкторов-методистов ФГБУ ФЦПСР и направлены в регионы для обеспечения взаимодействия созданного методического структурного подразделения ФГБУ ФЦПСР с главными тренерами спортивных сборных команд Российской Федерации ФГБУ ЦСП, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, общероссийскими спортивными федерациями по видам спорта, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и органами местного самоуправления, в целях выстраивания эффективной системы подготовки спортивного резерва на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. С конца января 2016 года начнется обучение еще 40 специалистов по заявкам, направленным в Федеральный центр подготовки спортивного резерва.

6. Наращивание собственной материально-технической базы спортивных школ.
В рамках Постановления Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 30 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» на 2016 год планируется закупка спортивного оборудования для спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва.

7. Мониторинг соотношения средней заработной платы работников спортивных школ субъектов Российской Федерации к средней заработной плате учителей.
Минспортом России осуществляется мониторинг соотношения средней заработной платы работников спортивных школ к средней заработной плате по субъектам Российской Федерации. Соотношение определяется, исходя из показателя средней заработной платы педагогических работников детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и специализированных адаптивных детско-юношеских спортивных школ, к средней заработной плате учителей в субъекте Российской Федерации. Данные для мониторинга предоставляются Федеральной службой государственной статистики в соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 19 ноября 2014 г. N 671 «Об утверждении статистического инструментария для проведения федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (форма 3П-образование).

8. Мониторинг распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на подготовку спортивного резерва по базовым видам спорта.
Минспортом России ведется работа по сбору и корректировке проектов соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации по базовым олимпийским, паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта на 2016 год.

9. Мониторинг деятельности организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

10. Мониторинг финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
В сложившейся экономической ситуации одной из важнейших задач в области физической культуры и спорта является успешное выступление спортивных сборных команд Российской Федерации на Играх ХХХI Олимпиады и XV Паралимпийский играх 2016 года в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) и XXIIIО Олимпийских зимних играх и XII Паралимпийских зимних играх 2018 года в г. Пхенчхане (Республика Корея), 19 октября 2015 года Министром спорта РФ В.Л. Мутко были направлены письма главам субъектов РФ о недопустимости сокращения объемов финансирования учреждений спортивной подготовки. В настоящее время ведется мониторинг ситуации с финансированием организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

11. Усовершенствование системы проведения комплексных спортивных мероприятий - системы проведения Всероссийских Спартакиад и Универсиад.
22 января 2016 года в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общероссийские спортивные федерации по олимпийским видам спорта было направлено письмо с предложениями по усовершенствованию системы проведения Всероссийских Спартакиад и Универсиад. Предложения заключаются в следующем:
1. Предлагается изменить периодичность проведения Всероссийских Универсиад, вместо одного раза в 2 года проводить один раз в 4 года, чередуя зимнюю и летнюю. В год проведения зимней Спартакиады молодежи проводить летнюю Универсиаду, а в год летней Спартакиады молодежи – зимнюю Универсиаду. Тем самым, не будет накладок по проведению и по участию спортсменов одного и того же возраста.

2. В проведении Спартакиад учащихся России предлагается:
- количество этапов сократить до двух – соревнования в субъектах Российской Федерации и финальные соревнования (финансируется за счет средств федерального бюджета только финальная часть Спартакиады);
- возрастные группы строго в соответствии с федеральными стандартами и ЕВСК;
- допуск сборных команд – в первую очередь «базовые» субъекты;
- подведение итогов Спартакиады в два зачета:
1. Командное первенство по виду спорта среди субъектов Российской Федерации:
– максимум объективности – по судейским оценкам или по очкам за места (очки получают все спортсмены)
2. Командное первенство по виду спорта среди спортивных школ
– по наибольшей сумме первых (и т.д.) мест
Общекомандный зачет среди субъектов РФ – по «среднему» месту во всех видах спорта (штраф – за неучастие в том числе – на отборочных соревнованиях).
На постоянной основе ведутся различные мониторинги системы подготовки спортивного резерва.

Общее финансирование ДЮСШ, СДЮСШОР, УОР и ЦСП в 2014 году составило 121 млрд. 722 млн. руб.
Справочно: в том числе: ДЮСШ – 56 млрд. 126 млн. руб., СДЮСШОР – 40 млрд. 120 млн. руб. УОР – 5 млрд. 819 млн. руб., ЦСП – 14 млрд. 015 млн. руб.

Следует отметить, что в структуре расходов СДЮСШОР, УОР, ЦСП, большую часть 58,7% занимает заработная плата.
Примерно такое соотношение мы видим по Приволжскому федеральному округу.

Большая часть физкультурно-спортивных организаций имеет спортивные сооружения на балансе или использует их на безвозмездной основе.

Ряд субъектов – Пензенская область, Саратовская область, Самарская область, Чувашская республика, не осуществляют запланированное на государственном уровне повышение заработных плат педагогических работников спортивных школ.
В результате проводимого Минспортом России мониторинга объемов государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва (планируемые показатели на 2016 год) по Приволжскому федеральному округу – 6 субъектов РФ увеличили объем финансирования за счет средств соответствующего бюджета, в 8 субъектах РФ планируется сокращение финансирования по сравнению с 2015 годом.

Увеличили бюджет в 2016 году (по ПФО): Республика Мордовия – 37,9%, Самарская область – 13,3%, Пермский край – 12,8%, Саратовская область и Оренбургская область – 4,6%, Кировская область – 1,9%.
Сократили бюджет в 2016 году (по ПФО): Удмуртская область – 7,2%, Чувашская Республика – 4,2%, Нижегородская область – 2,2%, Республика Башкортостан – 2,1% (вопрос финансирования учреждений, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта был поставлен на контроль премьер-министра Республики Башкортостан, после принятия бюджета финансирование спортивных школ сохранено на уровне 2015 года), Республика Марий Эл – 0,8%, Ульяновская область – 0,7%, Пензенская область – 0,5%, Республика Татарстан – 0,3%.

Уважаемые коллеги! Анализ ситуации, связанной с процессом модернизации системы подготовки спортивного резерва в Приволжском федеральном округе, выявил наличие типовых проблем, связанных с недостаточным финансированием, отсутствием необходимого количества спортивных сооружений, риском потери социальных гарантий, при переходе в организации нового типа. Эти проблемы характерны и для всей страны в целом.

Препятствием для проводимых изменений являются:
- консерватизм специалистов отрасли. Мы наблюдаем стойкое сопротивление изменениям в отрасли на уровне региональных органов исполнительной власти (в сфере физической культуры и спорта, в сфере финансов и даже на уровне руководства регионов), которые ориентированы на устоявшиеся стереотипы принятия управленческих решений;
- отсутствие эффективного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отрасли физической культуры и спорта с муниципалитетами по вопросам подготовки спортивного резерва;
- слабое использование инструментария, предоставленного законодательством, на уровне органов исполнительной власти регионов. Использование старых, уже отмененных, нормативных правовых актов.

Тем не менее, наиболее сильные регионы активно проводят, на местах, мероприятия по модернизации.
Рассмотрим ситуацию, на примере гостеприимных хозяев сегодняшнего мероприятия.

Республика Башкортостан является важным регионом по подготовке спортивного резерва, уделяет большое внимание развитию физической культуры и спорта. Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан осуществляет активное сотрудничество и обмен опытом с Минспортом России, ведет планомерную работу по переходу на программы спортивной подготовки и по модернизации системы подготовки спортивного резерва.

Республика 2 года подряд, 2012 и 2013, была первой по показателям Всероссийского смотра-конкурса на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы в субъектах РФ.

Уверенно входит в 15 сильнейших регионов по показателям выступлений на олимпийских играх.
Республика Башкортостан с 1986 года была первой по выступлениям на Паралимпийских играх по всем показателям.
Успешно работает с базовыми видами спорта: шорт-трек, бобслей, прыжки на лыжах с трамплина, биатлон, фехтование, тяжелая атлетика, гребля на каноэ.

В Республике ведется активная работа по формированию системы подготовки спортивного резерва в соответствии с требованиями федерального законодательства. Этому, в немалой степени, способствует сотрудничество Министерства молодежной политики и спорта, в лице Иванюты Андрея Ивановича, с ФГБУ ФЦПСР. С 01 июля 2015г. в Республике Башкортостан работает инструктор-методист ФГБУ ФЦПСР по Приволжскому федеральному округу, Матвеева Аурика Анатольевна.

Всего в Республике 128 учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва. С января 2016 года переведены в организации нового типа с реализацией программ спортивной подготовки 34 муниципальные спортивные школы города Уфы – 16 СШ и 18 СШОР.

В ноябре 2015 года Центр подготовки высшего спортивного мастерства переименован в ЦСП РБ, приведен в соответствие Устав.

В Республике Башкортостан активно ведется строительство новых спортивных объектов, в том числе строительство Ледового Дворца для шорт-трека. Большое внимание уделяется также реконструкции старых объектов. Так, с 2012 по 2015 годы введен в эксплуатацию 41 спортивный объект, в том числе 22 из них построены за счет регионального бюджета.

Наряду с этим, существует ряд проблем.

В Республике есть возможность получения профильного образования, прохождения переподготовки, повышения квалификации. В Республике есть 2 профильных ВУЗа, также факультет физического воспитания в педагогическом университете. К сожалению, начиная с 2014 года, прекратилось финансирование всех бюджетных мест. Студенты заканчивают обучение и новых наборов на бюджетные места не осуществляется. А ведь Республика испытывает потребность в профессиональных кадрах сферы физической культуры и спорта.

Несмотря на целый комплекс мероприятий Минспорта России, направленных на предотвращение снижения финансирования, все-таки произошло снижение финансирования на 2016 на 2.1%
В связи с недостаточным финансированием не исполняются сроки ввода в эксплуатацию Паралимпийского центра в г. Уфе, который должен был стать тренировочной базой для развития базовых видов спорта.

Тревожная ситуация со спортивными школами г. Уфы. В финансировании школ г. Уфы защищенными статьями являются – оплата услуг по аренде спортсооружений и фонд заработной платы (причем не в полном объеме). На приобретение инвентаря и участие в спортивных мероприятиях финансирование осуществляется по остаточному принципу.

Наблюдается тенденция к снижению количества тренерских кадров, заработной платы.
Наряду с самоотверженным трудом тренерского состава наблюдается недостаточно эффективный уровень административного управления спортивными учреждениями, что приводит к недовольству общественности и конфликтным ситуациям. Примером может служить ситуация с СДЮСШОР №1 по шорт-треку (базовый вид спорта) г. Уфы. В этой школе специалистами высокого уровня – тренерами Темирбулатовым Альбертом и Максимовым Андреем, который является старшим тренером спортивной сборной Российской Федерации, подготовлены Олимпийские чемпионы. Школа обладает большим потенциалом в подготовке спортсменов. Но при этом, проявляя гражданскую позицию, родители намного больше озабочены деятельностью школы, тем, как организована работа с их детьми, чем администрация школы, в лице ее директора, и спорткомитет г. Уфы, в лице его председателя.

В Уфе в, СДЮСШОР №15, сократили отделение бобслея (базовый вид спорта), и перевели действующего заслуженного тренера сборной команды России по скелетону, Фаизова Рустэма Шарифовича, воспитавшего участников и призеров Олимпийских игр, в тренеры по легкой атлетике.

Создается впечатление, что спорткомитетом г. Уфы ведется планомерная работа по сокращению базовых видов спорта или снижению эффективности их развития.

Республика Башкортостан является одним из основных регионов Российской Федерации по подготовке спортивного резерва в сборные команды Российской Федерации, обладает достаточным спортивным и кадровым потенциалом для дальнейшего развития. Министерство молодежной политики и спорта Республики готово создавать на своей территории экспериментальные (инновационные) площадки, участвовать в пилотных проектах, и мы возлагаем на него большие надежды.

Кстати, предлагаем создать на территории Башкортостана экспериментальную площадку по формированию организационно-управленческой модели по подготовке спортивного резерва, чтобы потом распространить этот опыт на все субъекты Российской Федерации.

Анализ ситуации, связанной с процессом модернизации системы подготовки спортивного резерва в Приволжском федеральном округе, выявил следующую закономерность:
6 субъектов (Республики Башкортостан, Чувашия, Удмуртия, Мордовия, Татарстан и Ульяновская область) ведут активную плановую работу по переводу учреждений дополнительного образования в организации нового типа, внедрению федеральных стандартов спортивной подготовки, формируют систему подготовки спортивного резерва в регионе в соответствии с основными приоритетами деятельности Минспорта России. Это именно те регионы, за исключением Ульяновской области, в которых работают наши инструкторы-методисты.

Остальные 7 регионов (Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская области, Пермский край и Республика Марий Эл), в которых наших инструкторов-методистов нет, пока еще не до конца понимают значимость осуществляемых мероприятий, не в полном объеме разобрались в существующей на сегодняшний день нормативной правовой базе подготовки спортивного резерва или просто бездействуют, надеясь, что смогут остаться в стороне.
Не смогут!

Минспорт России четко определился с приоритетными направлениями своего движения, а подготовка спортивного резерва является одним из самых важных направлений, - и не собирается сворачивать с выбранного курса, не смотря на сложную экономическую ситуацию в стране.

В условиях, когда каждая отрасль нашего государства особенно тщательно считает каждую копейку, необходимо понимать, что позиция выжидания может привести регионы к потере даже существующих объемов финансирования, если оперативно не внести изменения в государственные (муниципальные) программы развития физической культуры и спорта (в том числе перевод финансовых средств из программы образования в программу физическая культура и спорт).

Конечно, прежде чем перевести ДЮСШ и СДЮСШОР в СШ и СШОР, на местах необходимо провести тщательный анализ деятельности каждого учреждения и перспектив его развития. Может, нет необходимости переводить все муниципальные школы, а только часть, наиболее перспективных? При этом следует учитывать специфику региона. Есть субъекты с большим количеством муниципальных образований (как правило, сельские районы), в которых существует практика, когда на целый район приходится всего одна спортивная школа (например, Башкортостан). Оставив эту спортивную школу в системе образовании, мы можем потерять потенциальный спортивный резерв, а школа зачахнет от недостатка финансирования, потому что, в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования, школы, оставшиеся в системе дополнительного образования, перейдут на так называемые сертификат …..Необходим взвешенный подход.

В 2016 году мы планируем внесение изменений в законодательство по исключению организаций дополнительного образования сферы физической культуры и спорта из перечня организаций, которые смогут осуществлять спортивную подготовку, а также внесение изменений в федеральные государственные требования к предпрофессиональным программам по исключению из них этапа совершенствования спортивного мастерства.

2017 год должен стать годом завершения модернизации. Это будет означать окончательное формирование в Российской Федерации отрасли физической культуры и спорта.

В результате модернизации системы подготовки спортивного резерва должно образоваться разумное пропорциональное соотношение ДЮСШ, оставшихся в системе дополнительного образования, и спортивных школ (СШ и СШОР), осуществляющих деятельность в системе физической культуры и спорта.

Что это даст?

Во-первых, это позволит сделать прозрачной систему финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание услуг по реализации дополнительных образовательных программ и программ спортивной подготовки через разные государственные программы.

Во-вторых, каждое ведомство будет заниматься своим делом: ведомство образования – воспитанием многогранно развитой личности в системе дополнительного образования, ведомство физической культуры и спорта – подготовкой спортивного резерва и спортсменов высокого класса. При этом, в рамках реализации Концепции дополнительного образования, у нас сформируется обширное поле для взаимодействия, основанное на принципах последовательности и преемственности.

При этом спортивные школы (СШ) и спортивные школы олимпийского резерва (СШОР) будут продолжать отражаться в форме статистической отчетности 5-ФК по организациям, осуществляющим спортивную подготовку.

В целом профессиональное сообщество позитивно воспринимает политику Минспорта России по формированию самостоятельной отрасли, модернизацию системы подготовки спортивного резерва, внедрение новшеств. Руководители и специалисты ДЮСШ и СДЮСШОР в большинстве регионов страны уже готовы к переходу в организации нового типа и с нетерпением ждут регистрации в Минюсте России приказа Минспорта России от 30.10.2015 № 999.

В то же время, необходимо отметить, что, несмотря на всю полноту методической и нормативной правовой помощи, оказываемой специалистами Минспорта России регионам, успешность проводимых реформ во многом зависят от активности и профессионализма людей, отвечающих за подготовку спортивного резерва, на местах. Большинство вопросов, связанных с практической реализацией мероприятий по модернизации системы подготовки спортивного резерва в субъектах, должны решаться на уровне самого субъекта через активное взаимодействие заинтересованных ведомств, при активной поддержке высших органов исполнительной власти региона.

Мы уверены, что результатом проводимой Минспортом России модернизации системы подготовки спортивного резерва станет отбор достаточного количества спортсменов, способных войти в составы спортивных сборных команд Российской Федерации, что позволит принять любые вызовы при усиливающейся глобальной конкуренции в современном спорте и на долгие годы обеспечит Российской Федерации статус ведущей спортивной державы, а нашей отрасли устойчивое развитие с максимально эффективным использованием всех имеющихся ресурсов.

Юрий Нагорных